000764

Глава 15 334 Развитие высшей школы в 1923–1940 гг. 1923 1940 Количество вузов 248 817 Количество студентов (тыс. человек) 217 812 Во-вторых, большое внимание уделялось развитию средней школы. С 1930 г. для всех детей вводилось обязательное начальное обучение в объеме четырех клас- сов (школа I ступени). В городах обязательным было продолжение учебы еще три года в школе II ступени. Школа-семилетка стала стандартом советского об- разования, достаточным для начала профессиональной деятельности. Кроме того, развивалась созданная еще в 1920‑х годах сеть начальных и средних профессио- нальных училищ – школ фабрично-заводского ученичества и техникумов. В-третьих, огромные средства были вложены в систему высшего образования. Поскольку рабочая молодежь не имела достаточного образовательного бага- жа для обучения в высшей школе, при вузах в 1920‑х годах стали открывать под- готовительные рабочие факультеты ( рабфаки ). В 1930‑х годах эта практика полу- чила дальнейшее развитие. Широко распространились вечерняя и заочная формы обучения. За период 1928–1940 гг. количество инженеров в народном хозяйстве увеличилось с 48 тыс. до 295 тыс. человек. Если учитывать не только ИТР, но всех специалистов с высшим образованием, то их численность за этот период возросла с 288 тыс. до 909 тыс. человек. Социальная сфера в 1930‑х годах. 1930‑е годы стали временем существенных изменений в советском обществе. В полную мощь заработали социальные лифты – сотни тысяч человек совершили головокружительный карьерный рост. Они стали инженерами, врачами, офицерами, госслужащими, т. е. заняли должности, о кото- рых еще поколение назад их отцы не могли и задумываться. Это стало одним из последствий «культурной революции». Резко ускорился процесс урбанизации – население перебиралось из села в город. Это обеспечивало стройки пятилеток дешевой рабочей силой, но рез- ко увеличило нагрузку на городскую инфраструктуру и обострило жилищный вопрос. Постоянная нехватка жилья стала еще одним аспектом как экономи- ческой, так и социальной повседневности СССР того периода. На долгие годы для советских горожан нормой стало проживание в бараке или в лучшем случае в коммунальной квартире. Одновременно с развитием образования велась неустанная работа над фор- мированием «нового человека», т. е. воспитанием граждан СССР в духе верно- сти коммунистической партии и советскому государству. Важным элементом такого воспитания стал культ советских вождей. Возвеличивание Ленина и Ста- лина велось средствами массовой информации, а также в произведениях литера- туры и искусства. На Красной площади возвели мавзолей (в 1930 г. из гранита), в который поместили забальзамированное тело Ленина. Памятник Ленину был

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy