000764
367 ГЛАВА 17. § 86. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ мистов, составляли 14%, что является едва ли не самым большим ежегодным приростом за всю историю нашей страны. В вопросах приоритетов развития экономики советское руководство про- должало придерживаться курса на опережающее развитие отраслей группы «А». В значительной степени такая расстановка приоритетов диктовалась ростом на- пряженности между СССР и странами Запада, которая привела к началу холодной войны . В результате за 1945–1950 гг. объемы производства в тяжелой промышлен- ности удвоились, а в машиностроении выросли даже в 2,3 раза. В легкой промыш- ленности прирост составил только 17%. В сельском хозяйстве темпы роста также не были впечатляющими. Сбор зерна достиг довоенных масштабов лишь к 1953 г. Проблемы технической модернизации. Все вышеперечисленные меры по разви- тию и восстановлению экономики проводились синхронно с очередным витком технической модернизации. В результате сверхэнергичного рывка 1930‑х годов в СССР был создан соответствующий технологический базис. Но реалии холодной войны требовали от Советского Союза в кратчайшие сроки модернизировать авиа- строение и создать новые индустриальные отрасли – ракетостроение и атомную промышленность. В годы Великой Отечественной войны советские самолеты оснащались двига- телями внутреннего сгорания. С середины 1940‑х годов встал вопрос о переходе к ре- активному самолетостроению. А это, в свою очередь, диктовало необходимость осво- ения выпуска турбореактивных двигателей. И эта исключительно сложная техниче- ская проблема была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1946 г. началось производство первых советских турбореактивных серийных истребителей –Як‑15 и МиГ‑9. Появление у США атомного оружия настоятельно требовало создания анало- гичных боеприпасов в СССР. Советские физики-ядерщики И.В. Курчатов, М.А. Са- довский, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон в кратчайшие сроки решили эту задачу. В 1949 г. прошли первые испытания советской атомной бомбы РДС‑1. Требовались средства доставки ядерного боеприпаса к месту его применения. США к этому мо- менту имели многочисленную дальнебомбардировочную авиацию. Методика ее при- менения была апробирована в период Второй мировой войны, а разветвленная сеть авиабаз обеспечивала возможность нанесения авиаударов (в том числе – и ядерных) по различным направлениям. Возможности СССР в этом отношении были гораздо скромнее. Поэтому основная ставка была сделана на развитие баллистических ракет. В 1949 г. прошли испытания ракеты Р‑2 (на вооружении – с 1951 г.) с дальностью 550 км, а в 1953 г. – испытания ракеты Р‑5 (на вооружении – с 1954 г.) с максималь- ной дальностью 1200 км. В 1957 г. начались испытания ракеты Р‑7 (на вооружении – с 1960 г.) с уже межконтинентальной дальностью в 11 тыс. км. Таким образом, ра- боты, начатые практически сразу после окончания Великой Отечественной войны, к началу 1960‑х годов обеспечили Советскому Союзу возможность ответить ударом на удар в случае гипотетического ядерного конфликта. Решение каждой из перечисленных задач требовало создания новых произ- водств. Для выпуска турбореактивных двигателей нужны были жаропрочные ста-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy