000764
Глава 17 368 ли, а значит – коренная реконструкция металлургических предприятий; атомный проект подразумевал создание урановых шахт, возведение заводов по обогащению урановой руды, запуска атомных реакторов по наработке оружейного плутония. Ракетостроение требовало создания едва ли не десятков обеспечивающих произ- водств. В качестве иллюстрации можно привести пример осуществления атомно- го проекта. Для его реализации при правительстве было создано Первое главное управление, осуществлявшее строительство заводов по производству специализи- рованного горнорудного оборудования, производству плутония, обогащению урана. Научно-исследовательские, конструкторские и промышленные работы требовалось осуществлять в стране, которая восстанавливала разрушенное гитлеровскими окку- пантами в годы войны. Эта неимоверно сложная задача была успешно решена, что является выдающимся достижением советской науки и промышленности. Общественно-политическая обстановка в стране в конце 1940‑х – начале 1950‑х годов Несбывшиеся надежды. По воспоминаниям современников, большинство со- ветских граждан были уверены, что после Победы последует какая‑то масштабная либерализация режима. Общие настроения сводились к тезису: «Мы же победили! Мы же кровью доказали верность партии и Родине!» По стране ходили смутные слухи о скорой реабилитации арестованных, прекращении репрессий, роспуске колхозов… Но все эти мечты оказались нереализованными. В послевоенный период внутренняя политика сталинского руководства соот- ветствовала методам и тенденциям, характерным для 1930‑х годов. Четкий сигнал о том, что никакой либерализации курса ожидать не стоит, прозвучал уже в 1946 г. Было принято постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «Ожурналах “Звезда” и “Ленин- град”», в котором жесточайшей критике подверглись очень популярные в стране, но не вписывавшиеся в рамки официальной идеологии поэт А.А. Ахматова и писатель-сатирик М.М. Зощенко. В дальнейшем последовал ряд подобных постановлений в отношении представителей других направлений художественного творчества. В 1946 г. ряд видных представителей авиапромышленности и генералитета Военно-воздушных сил были обвинены во вредительстве и саботаже («Авиацион- ное дело»). Сотрудников авиапрома судили за то, что они якобы «проталкивали» самолеты низкого качества, которые быстро выходили из строя, а также сознатель- но тормозили разработку и принятие на вооружение реактивной авиатехники. Ко- мандование Военно-воздушных сил будто бы покрывало своих подельников, со- глашаясь принимать заведомо недолговечные самолеты. Горькая ирония ситуации состояла в том, что подсудимых обвиняли в том, за что в годы войны, наоборот, давали ордена. На фронте истребитель или штурмовик «жил» в среднем считанное количество месяцев, поэтому заботиться о сроке службы самолетов не было смыс- ла – от авиазаводов требовали в первую очередь выполнения плана выпуска. Позд- § 87
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy