000764
Глава 17 378 полагалось, что это позволит существенно сократить бюрократический аппарат и за счет приближения руководящих органов к предприятиям повысит степень управляемости экономики в целом. На практике ситуация стала развиваться по негативному сценарию. Так как заводы оказались распределены по территориальным совнархозам, о проведении единой технической политики и о развитии отраслей в целом заботиться оказалась некому. Пытаясь исправить это положение, правительство создало несколько госу- дарственных производственных комитетов, которые должны были курировать ту или иную отрасль. Но так как принцип самостоятельности совнархозов при этом оставался незыблемым, такие комитеты остались консультативными органами, роль и значение которых были невелики. При этом каждый совнархоз в первую очередь заботился именно о собствен- ных интересах – единая экономика страны начала разваливаться на отдельные фрагменты. Огромное количество уже налаженных производственных связей ока- зались разорваны. Пытаясь решить нарастающий ком проблем, руководство СССР начало вносить в новую систему коррективы и уточнения. В начале 1960‑х годов в РСФСР, а также Украинской и Белорусской ССР были созданы республикан- ские совнархозы, призванные как‑то усмирить «совнархозную вольницу» в преде- лах данных республик. В 1962 г. экономические районы, в которых создавались совнархозы, были укрупнены, за счет чего число совнархозов сократилось со 105 до 43 (до 24 в РСФСР). Кроме того, все партийные региональные органы были разделены на про- мышленные и сельскохозяйственные. Фактически в одной области функциони- ровали два обкома: один по промышленности и второй – по сельскому хозяйству. Наконец, в 1963 г. был создан Высший совет народного хозяйства СССР, который должен был, по замыслу авторов реформы, увенчать систему совнархозов и на- ладить эффективное взаимодействие экономических районов Советского Союза между собой. В результате всех этих реорганизаций количество управленцев не только не сократилось, но наоборот существенно возросло. К 1964 г. общая неудача реформы системы управления экономикой стала очевидной. Результаты промышленной политики СССР к 1964 г. Планы Хрущева и его едино- мышленников добиться существенного увеличения темпов экономического роста не увенчались успехом. Но вряд ли можно считать, что хрущевское десятилетие представляло собой сплошную череду ошибок и провалов. Советская экономика год от года росла (хотя и медленнее, чем хотелось бы), поэтому лозунг «Догнать и перегнать Америку!» был основан отнюдь не на песке. Ряд ученых полагают, что в годы правления Хрущева зазор между уровнем индустриального развития Совет- ского Союза и наиболее развитых стран Запада сократился до минимального раз- мера за весь период существования СССР. В это десятилетие советской экономике удалось совершить несколько важных прорывов. Грандиозное значение имела программа массового строительства жилья. К концу XX в. слово «хрущевка» приобрело уничижительное значение, означая
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy