000764
383 ГЛАВА 17. § 91. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР официально не входил в ФРГ, но был с ней тесно аффилирован. Страны НАТО использовали территорию Западного Берлина для разведывательной и подрывной деятельности против ГДР – этот анклав, практически не имевший охраняемых гра- ниц, находился в центре страны. После нескольких Берлинских кризисов (1948– 1949 гг., 1953 г., 1961 г.) правительство ГДР решило вопрос путем возведения по периметру Западного Берлина бетонной стены. Ближе всего к началу ядерной войны мир подошел в дни Карибского кризи- са 1962 г. В 1961 г. США начали размещение на территории входившей в состав НАТО Турции ракет «Юпитер», способных достичь любой точки в Европейской части СССР. В ответ в 1962 г. Советский Союз начал развертывание на Кубе ракет Р‑14, «простреливавших» большую часть США. Информация о советских ракетах на Кубе вызвала шок у американского руководства. В Вашингтоне считали прием- лемым угрожать Москве, но угроза для наиболее густонаселенных регионов США воспринималась как экзистенциальный вызов. В результате переговоров удалось достичь компромисса: СССР выводил свои ракеты с Кубы, а США – из Турции. На тот момент ракетно-ядерный потенциал США существенно превосходил воз- можности СССР. Если США, даже без учета ракет «Юпитер», мог доставить на территорию СССР более 3300 ядерных боезарядов, то СССР на территорию США, с учетом размещенных на Кубе сил, только 600. При таком соотношении сил исход Карибского кризиса можно считать победой советской дипломатии. СССР и страны соцлагеря. Важной особенностью международной обстановки после Второй мировой войны стало появление так называемого социалистическо- го лагеря. При этом организация государства и общества восточноевропейских го- сударств (их называли странами народной демократии) существенно отличалась от положения дел в СССР, а порядки в Китайской Народной Республике и вовсе представляли собой нечто третье, не похожее ни на советский, ни на восточноевро- пейский варианты социализма. Поэтому рассматривать все страны соцлагеря как некий слепок с СССР было бы неверно. Объединивший СССР и страны народной демократии Совет экономической взаимопомощи стал одним из крупнейших в мире проектов международной эко- номической интеграции. Сама задача развития кооперации между государствами Восточной Европы представлялась очень сложной. Изначально они были слабо связаны между собой в экономическом плане: в 1938 г. для Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии торговля друг с другом составляла всего 11,5% от их общего товарооборота, в то время как доля одной только Германии – 23,3%. Однако уже в 1959 г. торговля внутри СЭВ составляла для каждой из стран в сред- нем 75% от внешнего товарооборота. Во многом благодаря интеграции были до- стигнуты серьезные успехи в области промышленного развития стран народной демократии. По оценкам западных аналитиков, к концу 1957 г. Москва предостави- ла другим странам СЭВ кредитов на сумму 28 млрд руб. (примерно 7 млрд долл.). Одна только Болгария получила кредитов на 8 млрд руб. (2 млрд долл.), т. е. больше, чем Голландия (1 млрд долл.), Италия (1,3 млрд долл.) или ФРГ (1,3 млрд долл.) в рамках реализации плана Маршалла в 1948–1951 гг.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy