000764
Глава 18 386 до 6,4%. Свертывание реформы стало результатом не каких‑то случайных факто- ров, а следствием молчаливого сопротивления большинства советской хозяйствен- ной номенклатуры. По замыслу Косыгина, заводское правление могло в рамках хозрасчета изме- нять номенклатуру производимой продукции, выбирая наиболее востребованные у потребителей товары. Но на практике это требовало остановки конвейера, пере- наладки оборудования, «выбивания» в Госплане и других регулирующих органах сырья и комплектующих, не предусмотренных в пятилетнем плане. Поскольку во- просы ценообразования в СССР решались директивно, само понятие «рентабель- ность» для советских предприятий носило в определенном смысле условный ха- рактер. Косыгин рассчитывал, что в условиях хозрасчета заводы и фабрики полу- чат за счет роста прибыли средства для развития социальной сферы: детских садов, ведомственного жилья, домов отдыха и т. п. Но в условиях плановой экономики мало было иметь финансы на счету, требовалось, чтобы Госплан выделил «фонди- руемые ресурсы» – лес, кирпич, цемент и т. д. При этом вопрос о судьбе планово-убыточных предприятий (таких было немало), для которых достижение рентабельности производства было заведомо невозможно, вообще выводился за скобки. Советскому директорскому корпусу, таким образом, предлагалось решить ряд сложных проблем по реорганизации производства, но реальный результат вовсе не был гарантирован даже в случае успешного преодоления всех затруднений. Работать по старинке, получая утверж- денный план и отчитываясь по валовой продукции, было куда проще. Соответ- ственно, большинство номенклатурных работников были настроены по отно- шению к предложениям главы Совета министров негативно. Косыгинская ре- форма была свернута явочным поряд- ком в начале 1970‑х годов. Разумеется, это не значит, что экономическое раз- витие страны остановилось. Вводились в строй новые предприятия: Волжский автомобильный завод (ВАЗ, г. Тольят- ти), Камский автомобильный завод (КАМАЗ, г. Набережные Челны), Вол- годонский завод тяжелого машиностро- ения («Атоммаш») и др. С 1974 г. велось строительство легендарного БАМа – Байкало-Амурской магистрали, которая должна была обеспечить ускорение эко- номического развития Дальнего Вос- тока. Однако темпы роста экономики СССР снижались год от года. А.Н. Косыгин
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy