000764

Глава 18 390 Однако, как ни парадоксально это звучит, недовольство уровнем жизни среди советских граждан не только не снижалось, но постепенно росло. В 1930‑х годах и позже, в условиях тотальной нехватки всего, перед страной стояла задача обе- спечить население продовольствием и промышленными товарами. За качеством и дизайном гнаться возможностей не было, да и потребностей таких не ощущалось. Но в 1970–1980‑х годах люди хотели покупать не любую одежду, посуду, бытовую технику, а качественную и модную. Между тем промышленность была приспосо- блена к крупносерийному длительному выпуску привычных моделей и образцов. Борьба за качество и частая смена моделей продукции не входили в ее приоритеты. Более того, к началу 1980‑х годов начал ощущаться дефицит многих товаров, даже без учета качественных характеристик. Так как цены в государственной торговле оставались стабильными (для советского руководства это было важно с политиче- ской точки зрения), в СССР на фоне роста зарплат начала наблюдаться скрытая инфляция – у населения было больше денег, чем товаров в розничной торговле. Появился феномен «цеховиков» – нечистых на руку советских служащих. Используя сомнительные, а то и откровенно криминальные схемы, они выпускали на государственном оборудовании и из государственного сырья востребованную на рынке неучтенную продукцию. К «цеховикам» примыкали «фарцовщики», специа- лизировавшиеся на спекуляции зарубежными товарами. На дефиците наживались и некоторые сотрудники торговли, которые за счет своего служебного положения могли обеспечить возможность приобретения товаров, которые отсутствовали на прилавках магазинов. Происходило формирование так называемой «теневой эко- номики». Движение диссидентов. Раскол культурного поля. С 1930‑х годов советская власть была низведена до уровня политической декорации, а реальные рычаги управления сосредоточились в высших партийных инстанциях. Все важнейшие ре- шения принимали 15–20 высших функционеров. Не только заседания Верховного Совета СССР, но и партийные съезды превратились в ритуал, где рядовые комму- нисты выступали в качестве массовки. Граждане СССР могли «участвовать» в по- литической жизни исключительно в форме голосований на выборах в ничего не решавшие Советы, причем в избирательном бюллетене всегда значилось имя лишь одного кандидата, что лишало смысла саму электоральную процедуру как таковую. В 1930–1940‑х годах, когда образовательный уровень большинства советских граждан был не слишком высоким, подобное положение дел было еще терпимо. Но в 1970‑х годах люди все чаще начали задаваться вопросами о сущности поли- тического строя. В СССР появилось движение диссидентов (инакомыслящих) – граждан, пы- тавшихся высказывать свое несогласие со сложившейся системой, причем одним из их лозунгов было требование соблюдать конституцию СССР. Наиболее видной фигурой этого движения был физик академик А. Д. Сахаров. Нередко диссиденты апеллировали к требованию соблюдать права человека, упомянутые в Хельсинском акте (одно из первых объединений советских правозащитников называлось Мо- сковской хельсинской группой). Как правило, диссиденты не стремились к захвату

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy