000764
Глава 2 40 древляне, дреговичи, север, уличи. Самым ранним источником, упоминающим восточнославянские общности, является так называемый «Баварский географ» – географическая записка, созданная во второй половине IX в. в Восточнофранк- ском королевстве. Здесь, наряду с западнославянскими группировками, названы и некоторые восточнославянские – уличи, бужане и волыняне. «Славинии» полян, древлян, дреговичей и бужан-волынян сформировались в пределах археологической культуры Луки-Райковецкой (VIII–IX вв.). Общно- сти север соответствует роменская культура на левобережье Днепра VIII–X вв. С конца VIII и в IX cтолетии фиксируются памятники радимичей на Соже и вяти- чей на Оке. Наиболее дискуссионным остается вопрос о времени расселения самых северных общностей – кривичей и словен. Существует точка зрения о появлении кривичей на севере Восточной Европы очень рано – в V в., но другие исследовате- ли склоняются к VIII и даже IX столетиям. В отношении расселения словен у озе- ра Ильмень и по реке Волхов назывались как VII, так и VIII и IX вв. Центрами славиний становились укрепленные поселения – грады. У полян в такой роли выступал Киев, у древлян –Искоростень, у волынян – Волынь, у кри- вичей – Полоцк и Смоленск (последний в IX–X вв. располагался западнее позд- нейшего города, на месте археологического комплекса Гнездово), у словен –Новго- род (в IX в. так называлось поселение в 2 км от позднейшего города, впоследствии получившее название Рюрикова Городища), у уличей – Пересечен. В отношении остальных крупных славиний Восточной Европы местоположение главных цен- тров остается дискуссионным или неясным. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Приме- нялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных об- ластях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (добывание меда лесных пчел). Существовали различные виды ремесел: изготовление деревянных изделий, оружия, металли- ческих орудий труда, украшений, керамики (ручной и с помощью гончарного круга), ткачество. Отдельные семьи, ведшие свое хозяйство, объединялись в со- седские (территориальные) общины. Их члены совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными кре- стьянскими хозяйствами. Переход от родовой общины (т. е. объединения людей, связанных общим происхождением) к соседской (объединению людей по при- знаку общего проживания, соседства) стал еще одним результатом славянского расселения VI–VIII вв. Религией славян было язычество (от «язык» в значении «народ», т. е. народ- ные верования) – многобожие. При этом у разных славиний преобладали культы разных божеств. Самыми «распространенными» богами были Перун (бог грозы), Велес (покровитель сельского хозяйства и имущества), Сварог (бог огня), Даждь- бог (бог Солнца), Стрибог (бог ветров), женское божество Мокошь. В IX–X вв. ос- новным становится культ Перуна, которому в первую очередь поклонялись в кня- жеско-дружинной среде. На культовых сооружениях – капищах – возводились идо- лы – статуи богов.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy