000764

409 ГЛАВА 19. § 99. КРИЗИС ПОЛИТИКИ ПЕРЕСТРОЙКИ. 1990–1991 гг. Группа политиков стала активно отстаивать интересы России. В марте 1990 г. Совет министров РСФСР обсуждал проект экономической самостоятельности республики. Чтобы такой вопрос был поднят на уровне республиканского прави- тельства, требовалось очевидное пренебрежение проблемами РСФСР со стороны союзного руководства и четкое понимание ущемленности своего положения со стороны большинства республиканской элиты. В частности, на упомянутом сове- щании отмечалось, что РСФСР производит 2/3 совокупного ВВП СССР, но потен- циал российской промышленности используется в общесоюзных интересах в зна- чительно большей, по сравнению с другими республиками, мере. По сути, речь шла о неэквивалентном обмене между РСФСР и Союзом. В результате сложившихся диспропорций Россия занимала последнее место между союзными республиками по уровню социальных расходов на жителя и восьмое по обеспеченности жильем. Это обсуждение стало стартом консолидации российского истеблишмента, во гла- ве которого вскоре встал Б.Н. Ельцин. Противостояние российского и союзного руководств. До тех пор, пока Горбачеву приходилось лавировать между президентами остальных республик, шансы на со- хранение СССР еще оставались. Но появление новой политической силы, которая требовала учета интересов России, оставляло Горбачева в положении «короля без королевства». Характерно, что практически не реагируя на сепаратистские шаги прочих республик, на демарш российского руководства Горбачев ответил немед- ленно. Уже в апреле 1990 г. были приняты законы «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», которые фактиче- ски приравнивали автономные республики к союзным. С учетом того, что на ав- тономии приходилось около половины территории РСФСР, речь шла фактически о разрушении Российской Федерации. Ельцин перешел в контрнаступление. Он выдвинул лозунг «Берите суверени- тета столько, сколько сможете проглотить», позволивший перетянуть на его сторо- ну руководство автономных республик. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, провозглашавшая приоритет на терри- тории России российских законов над законами СССР и запрещавшая изменение территории РСФСР без волеизъявления народа путем референдума. Год спустя, 12 июня 1991 г. , всенародным голосованием Ельцин был избран первым Президен- том РСФСР. Поправки в конституцию РСФСР, связанные с учреждением нового поста, внесли еще весной 1991 г. Новоогаревский процесс. В марте 1991 г. был проведен Всесоюзный рефе- рендум, на котором 76% голосовавших высказались в пользу «необходимости сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных ре- спублик». Однако расплывчатость формулировки позволила главам союзных республик фактически игнорировать мнение широких народных масс. В этой си- туации Горбачев был вынужден пойти на прямые переговоры с республикански- ми президентами о реконструкции государственного устройства СССР. Так как

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy