000764
421 ГЛАВА 20. § 104. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД РЕФОРМ Российское общество в период реформ Ключевые факторы социально-экономической сферы. В 1993–1999 гг. социально-экономическое развитие страны определялось факторами, которые были совер- шенно не характерны для предыдущих лет, поэтому ни общество, ни государство не имели отработанных схем реакции на эти вызовы. Во-первых, масштабный характер приобрела организованная преступность. Стали массовыми виды преступлений, с которыми ранее правоохранительные органы практически не сталкивались, – заказные убийства, политический тер- роризм, рейдерские захваты предприятий, финансовые «пирамиды», похище- ние людей. Социальные опросы свидетельствуют, что угроза со стороны крими- нальных группировок воспринималась российскими гражданами в 1990‑х годах, как наиболее актуальная. Во-вторых, криминальные круги начали сближаться с бизнес-сферой. Не- которые крупные предприниматели сформировали едва ли не частные армии, а передел собственности и борьба за те или иные активы между коммерческими компаниями все чаще напоминали «разборки» между бандитами. Постепенно начал складываться слой крупных предпринимателей, располагавших значи- тельными финансовыми ресурсами. Таких людей стали называть олигархами. Нередко они ставили под контроль влиятельные СМИ и лоббировали через них свой бизнес, а затем – и свои политические интересы. К середине десятилетия крупнейшие олигархи начали предъявлять претензии на определение курса страны в целом. В прессе эту группу называли, по аналогии с Семибоярщиной Смутного времени, Семибанкирщиной. В-третьих, широкий характер приняло уклонение от налогов. Для этого было разработано несколько десятков типовых схем, предусматривавших расчет исклю- чительно наличными, использование льгот различных общественных организаций, создание подставных фирм, мошенничество с отчетностью и т. д. В-четвертых, одним из элементов шоковой терапии стала свобода внеш- ней торговли. На первых порах, на фоне резкого роста цен этот фактор мало кем принимался во внимание. Однако очень быстро страну захлестнул поток импортных товаров. В реалиях 1990‑х годов отечественные товары уступали западным аналогам по потребительским качествам. Даже там, где зарубежные товары не имели преимущества, агрессивная реклама и общий настрой об- щества «заграничное – значит, лучшее» давал импортным изделиям значитель- ное превосходство на рынке. В результате начался новый виток спада производ- ства отечественных товаров народного потребления. В свою очередь, российские товары высокого передела на внешнем рынке были объективно неконкурент- носпособны либо сталкивались с тарифными и нетарифными ограничениями стран Запада. Таким образом, значительная часть отраслей индустрии, в первую очередь связанных с производством высокого передела (машиностроение, производство § 104
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy