000764

Глава 21 432 кружки, театры, студии изобразительного искусства. В 1917 г. они были объеди- нены в массовую общероссийскую организацию Пролеткульт. Для управления сферой культуры была создана разветвленная система партийных, государственных и общественных организаций, которая прошла не- сколько реорганизаций. Все важные вопросы, относящиеся к культуре, решались на уровне высших партийных органов. Для повседневного руководства в составе Центрального комитета партии большевиков были созданы специальные отделы. Первым из них можно считать Агитпроп (Управление агитацией и пропагандой), образованный в 1920 г. По его названию можно судить о том, что требовала пар- тия от литературы и искусства. В последующие годы создавались другие отделы с разными названиями, но суть оставалась неизменной – художественная культура должна была служить власти. Начало советской системе государственного управления культурой положи- ло создание Наркомата просвещения РСФСР, первым руководителем которого был назначен А. В. Луначарский. Сфера компетенций Наркомпроса выходила да- леко за рамки названия. В его составе, помимо отделов, ведавших образованием и просвещением, были отделы, занимавшиеся книгоиздательством, библиотеками, музеями, театрами, кино, охраной памятников и др. В подчинение Наркомпроса перешел и Пролеткульт. Наркоматы просвещения были созданы в союзных и ав- тономных советских республиках. Все они координировали работу между собой. Функции цензуры были возложены на Главное управление по делам литера- туры и издательств (Главлит), созданное в 1922 г., и Главный комитет по контролю за репертуаром (Главрепертком), учре- жденный в 1923 г. В 1930‑х годах художественная культура была выведена из сферы дея- тельности Наркомпроса. Для управле- ния литературой и искусством создали специальные органы: Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936), разделенный впоследствии на Комитет по делам искусств, Кинокоми- тет и Комитет по делам архитектуры. В 1953 г. в ходе министерской рефор- мы все эти специализированные органы были объединены в Министерство куль- туры СССР. С середины 1930‑х годов в систему партийно-государственного руковод- ства художественной культурой были включены союзы творческой интелли- генции. Согласно постановлению По- литбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке А. В. Луначарский

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy