000764
433 ГЛАВА 21. § 107. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г., на смену мно- гочисленным и разнообразным объединениям писателей, художников, компо- зиторов, архитекторов должны были прийти единые творческие союзы, стоящие «на платформе советской власти». Первым в 1934 г. был создан Союз советских пи- сателей СССР. Творческие союзы действовали как бюрократические организации, подчиненные партийно-государственному руководству. Они выполняли роль свя- зующего звена между властью и творческой интеллигенцией. Руководители твор- ческих союзов принимали участие в работе высших партийных и государственных органов, могли оказывать влияние на принимаемые решения и через Союзы про- водить их в жизнь. Подавляющее большинство представителей творческой интеллигенции, одни искренне, другие вынуждено, приняли официальную советскую идеологию и были готовы выполнять все требования власти. Этому способствовало относительно привилегированное положение творческой интеллигенции в СССР. Власть поощ- ряла таланты, ведь советская литература и искусство создавали привлекательный имидж страны в мире. Однако творческая деятельность далеко не всегда укладывалась в установ- ленные рамки. Неофициальная, или альтернативная, культура находила свое вы- ражение как в устном народном творчестве – частушках, песнях, анекдотах, так и в литературных произведениях, распространяемых в рукописном виде, в кар- тинах, не выходивших за пределы мастерских художников. Со второй половины 1950‑х годов различные проявления альтернативной культуры становятся все за- метнее. Это было связано с прекращением массовых репрессий в СССР, расшире- нием сферы частной жизни и с появлением новых технических средств тиражиро- вания произведений литературы и искусства. Важным рычагом в системе управления сферой художественной культуры было государственное финансирование. В первые годы советской власти было национализировано кинопроизводство, театральное дело, музеи и их коллекции. К концу 1920‑х годов, по мере свертывания НЭПа, государство сосредоточило в своих руках производство и распределение почти всех материальных ресурсов, необходимых для творческой деятельности. Дополнительными источниками фи- нансирования были средства профсоюзов, комсомола, кооперативных организа- ций, творческих союзов, а также доходы от собственной деятельности театров, кон- цертных организаций, цирков. Международные культурные связи. Прерванные во время революции и Граж- данской войны международные культурные связи России стали восстанавливать- ся по мере установления дипломатических отношений. Приоритетными задачами в культурных контактах с зарубежными странами было создание в мире позитив- ного образа первого в мире социалистического государства и пропаганда коммуни- стических идей. Организацией культурного обмена занимались общественные ор- ганизации (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД)), науч- ные учреждения, творческие союзы и коллективы. Но все решения относительно
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy