000764

435 ГЛАВА 21. § 108. ЛИТЕРАТУРА Изменения в управлении культурой в конце XX – начале XXI в. Преодоление за- претов, раскалывающих русскую культуру, началось в ходе перестройки, когда советская система управления художественной культурой стала постепенно раз- мываться. Ослабло давление цензуры, творческие союзы и коллективы получили возможность самостоятельно выбирать своих руководителей, рыночные отноше- ния стали все глубже проникать в работу творческих организаций. В 1986 г. был учрежден Советский фонд культуры, который сыграл заметную роль в сохранении культурного наследия и восстановлении единства русской культуры. Партийные и государственные органы утратили всеобъемлющий контроль над международным культурным обменом. Творческие организации получили больше самостоятельности, и культурные контакты стали приобретать все более коммерческий характер. В современной России функции по руководству художественной культурой выполняет Министерство культуры РФ. В его ведении находятся наиболее круп- ные киностудии, театры, цирки, концертные организации, музеи, библиотеки, уч- реждения, занимающиеся реставрацией памятников, профессиональные учебные заведения. Изменилась система финансирования учреждений культуры. Она стала более децентрализованной. Наряду с государственным бюджетом средства на куль- туру выделяются из региональных и местных бюджетов. Заметный вклад в финан- сирование учреждение культуры и проведение различных творческих конкурсов вносят многочисленные благотворительные фонды. Творческие союзы перестали выполнять функции рычагов государственного управления, их основной задачей стала защита интересов и прав деятелей литературы и искусства. Литература Литературная жизнь в Советской России 1920‑х годов. В первые послереволюци- онные годы литературная жизнь в Советской России была чрезвычайно пестрой. Появлялись и распадались литературные группировки, начинали выходить новые литературные журналы. В писательской среде шли поиски своего места в новой действительности, осмысление пережитого в годы революции и Гражданской вой­ ны, разворачивались дискуссии о том, какой должна быть литература советского государства. Партийное руководство до поры до времени не вмешивалось в эти дискус- сии, ограничиваясь политической цензурой. Поскольку четкая партийная линия в литературе не была сформулирована, организаторы пролетарского литератур- ного движения предложили собственную программу создания новой литературы силами писателей-пролетариев. По их мнению, все писательские группировки делились на три направления – пролетарские, крестьянские и попутчики. Про- летарские и крестьянские группировки, такие как Российская ассоциация проле- тарских писателей (РАПП), Всероссийская ассоциация крестьянских писателей (ВАКП), были самыми многочисленными. К попутчикам относили писателей §  108

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy