000764
Глава 21 440 ния, исчезнувшие из библиотек и с по- лок книжных магазинов, продолжали распространяться через самиздат. В литературе на первый план вы- ходит тема нравственных поисков. Эта тема звучала в произведениях В.П. Аста- фьева, Ю. В. Бондарева, Ю. В. Трифо- нова, В.М. Шукшина. Заметное место в литературе заняла «деревенская про- за». Ф. А. Абрамов, В.И. Белов, В. Г. Рас- путин писали о трагической судьбе крестьянства в ХХ в., о сохранении на- циональных традиций. Новые тенденции в литературной жизни конца XX – начала XXI в. Реформы второй половины 1980‑х годов приве- ли к изменению функций, которые ху- дожественная литература выполняла в советском обществе. С одной сторо- ны, ослабление идеологического дав- ления и политика гласности вызвала поток публикаций, в которых впервые открыто и прямо говорилось о том, о чем раньше шептались на кухнях. Художественная проза открывала правду об историческом прошлом. С другой, – литература перестала быть единственным средством выражения гражданской позиции, единственным источником правды. Переход к рыночной экономике ликвидировал книжный дефицит. Впер- вые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые запросы читате- лей. Вырос спрос на развлекательную литературу. Тиражи толстых литературно-художественных журналов резко упали. Однако нельзя сказать, что литературная жизнь в современной России ограничивается узким кругом творческой интелли- генции. Об этом свидетельствует регулярное проведение книжных ярмарок в раз- личных городах, среди которых особый интерес вызывает Московская ярмарка интеллектуальной литературы Нон-фикшн. Параллельно с литературой на традиционных бумажных носителях развивается литература сетевая, которая по количеству текстов уже превысила число бумажных книг. Это не только оцифрованные художественные произведения, но тексты, вне ин- тернета не существующие. Всемирная информационная сеть ликвидировала прегра- ды между автором и читателями в виде редакторов и издательств. С одной стороны, это неизбежно ведет к депрофессионализации писательского труда, с другой, – от- крывает громадные возможности для творческих поисков и экспериментов. Читатели получили возможность не только оценивать текст, но и участвовать в его создании. В.М. Шукшин
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy