000764

441 ГЛАВА 21. § 109. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Изобразительное искусство Художественные направления в изобразительном искусстве 1920‑х годов. В пер- вые годы после революции центральное место в изобразительном искусстве за- няли художники русского авангарда. Они восприняли революцию как очисти- тельную бурю, открывающую дорогу всему новому, и первыми из творческой интеллигенции откликнулись на призыв власти к сотрудничеству. Отдел ИЗО в Наркомате просвещения почти полностью состоял из художников левого на- правления. Оформление массовых революционных праздников, наглядная агита- ция и пропаганда на улицах и площадях городов, создание памятников деятелям революционного движения поручались представителям авангардного искусства. Это не означало, что власть поддерживала исключительно это направление, тем более, что ни Ленин, ни Луначарский не были поклонниками авангарда. Про- возглашая свободное соревнование различных направлений в художественном творчестве, власть дистанцировалась от дискуссий по эстетическим вопросам. Считалось, что по мере повышения образовательного и культурного уровня ра- бочие и крестьянские массы сами сделают свой выбор между авангардистами и традиционалистами. Для профессиональной подготовки молодого поколения в 1920 г. создали Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), в 1933 г. преоб- разованные в Московский архитектурный институт. Это было эксперименталь- ное учебное заведение, объединившее факультеты изобразительного искусства и производственные. Поскольку создание новой культуры предполагало измене- ние среды обитания человека, здесь готовили не только живописцев, скульпторов и архитекторов, но и художников для работы в текстильной промышленности, в полиграфии, металло- и деревообработке. Во ВХУТЕМАСе преподавали выдаю- щиеся мастера авангарда В. В. Кандин- ский, К. С. Малевич, Л. С. Попова. В 1922 г. прошла последняя вы- ставка Товарищества передвижников, и это объединение прекратило свое су- ществование. В том же году была созда- на Ассоциация художников революци- онной России (АХРР, с 1928 г. Ассоци- ация художников революции – АХР). В этой организации объединились ху- дожники, стремившиеся отражать со- временную советскую действительность в формах, доступных массовому зрите- лю. Образцом служил реализм поздних передвижников. Ее первым председа- телем стал последний глава Товарище- §  109 Девушки в поле. Художник К.С. Малевич

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy