000764

Глава 21 442 ства передвижников П.А. Радимов. Участниками АХРР являлись такие художники, как И.И. Бродский, А.М. Герасимов, М.П. Греков, С.В. Малютин. На протяжении 1920‑х годов были созданы областные и республиканские филиалы АХРР, в нее вли- лись члены некоторых других художественных объединений. Эта организация стала самой многочисленной и влиятельной в художественной жизни страны. Объединения авангардистов были меньше по численности, но не менее за- метными в творчестве. В 1925 г. группа выпускников ВХУТЕМАСа организова- ла Общество станковистов (ОСТ), куда вошли А. А. Дейнека, С. А. Лучишкин, Ю.И. Пименов. В какой бы области ни работали члены ОСТ – монументальной живописи, оформлении книг и театральных постановок, – они стремились пере- дать дух современности и минимальными средствами отразить образ новой инду- стриальной России и нового человека – строителя будущего. «Четыре искусства» и Общество московских художников (ОМХ) объедини- ли художников старшего поколения. Графики, скульпторы и архитекторы, входив- шие в эти группы, придерживались разных стилистических направлений. Общим было стремление применить свой профессиональный опыт к новым задачам, по- ставленным перед искусством. Участниками этих групп являлись П.П. Кончалов- ский, А. В. Лентулов, В.И. Мухина, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, В. А. Фа- ворский, Р. Р. Фальк, А. В. Щусев. В 1925 г. было создано Московское общество скульпторов, преобразованное на следующий год в Общество русских скульпторов, которое ставило своей глав- ной задачей создание нового монументального стиля в скульптуре. В него входили А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, В.И. Мухина, И. Д. Шадр, С. Д. Эрьзя. Для материального обеспечения творческого процесса, организации выста- вок, издательской деятельности в области изобразительного искусства в 1928 г. был создан Всероссийский кооператив художников (Всекохудожник), функции которого в 1953 г. перешли Художественному фонду СССР. В 1931 г. на основе слияния АХР, ОМАРХ (молодежное объединение в АРХ) и Объединения художников-самоучек (ОХС) была создана Российская ассоциа- ция пролетарских художников (РАПХ). Руководители РАПХ выдвинули лозунг «За пролетарское искусство» и претензии на роль руководящей художественно-политической организации. Как и рапповцы в литературе, они выступали за диф- ференциацию художников по классовому принципу, за жесткую регламентацию творчества и подчинение искусства политическим задачам. Многие художники и скульпторы поверглись ожесточенным нападкам за безыдейность и привержен- ность буржуазным формам. Создание Союза советских художников и новые тенденции в художественной жизни в годы оттепели. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» привело к роспуску всех творческих группировок и положило конец самоуправству РАПХ. В отличие от писательского союза созда- ние Союза советских художников СССР растянулось на долгие годы. Оно нача- лось снизу, с формирования отделений на местах. Оргкомитет по созыву Всесоюз- ного съезда художников был учрежден только в 1939 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy