000764
443 ГЛАВА 21. § 109. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Завершить работу по организации Союза помешала развернувшаяся в 1936– 1938 гг. кампания борьбы с формализмом, продолжавшаяся и после войны. В фор- мализме обвиняли многих заслуженных художников, творчество которых не укла- дывалось в догматически понимаемые ка- ноны соцреализма. Среди них – С.В. Ге- расимов, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский. Эстетические разногласия зачастую были завесой групповой борьбы, попыткой устранить талантливых конкурентов. Первый съезд советских худож- ников, на котором был принят устав Союза и избраны руководящие органы, собрался лишь в 1957 г. Создание Союза художников совпало с эпохой оттепели, оказавшей существенное влияние на художественную жизнь страны. В залы музеев возвращались из запасников картины импрессионистов и отечественных художни- ков 1920‑х годов. Сенсационными событиями в культурной жизни стали выстав- ки П. Пикассо в Музее изобразительных искусств и Эрмитаже в 1956 г., выставка работ современных западных художников в 1957 г., приуроченная к фестивалю молодежи и студентов в Москве. Знакомство с наследием русского авангарда, с со- временными течениями зарубежного искусства стимулировало творческие поиски. Выставки работ молодых художников, проходившие в Домах культуры и клубах, вызывали интерес и споры посетителей. В то же время на больших официальных выставках господствовали признанные художники старшего поколения, преобла- дала привычная тематика и стилистика. Официальное и альтернативное искусство. Художественная жизнь стала раскалы- ваться на официальную и неофициальную. Руководство Союза художников и Акаде- мии художеств под флагом защиты принципов социалистического реализма отверга- ло любые стилистические поиски. В отличие от западного альтернативного искусства, возникшего как вызов эстетическим нормам общества потребления, в СССР альтер- нативное искусство было вызовом официальной идеологии. Партийное руководство поначалу занимало выжидательную позицию. Все изменилось 1 декабря 1962 г., когда Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев посетил выставку, посвященную 30‑летию МОСХ (Московское отделение Союза художников). Среди прочих произведений в Манеже была представлена экспозиция «Новая реальность», подготовленная участ- никами студии Э.М. Белютина. Разразился скандал. Непривычные стилистически, далекие от казенного оптимизма картины вызвали гнев партийного лидера. Это по- служило стартом идеологической кампании против абстракционизма и формализма. Критика и ужесточение цензуры не остановили развития альтернативного ис- кусства. Не имея доступа на официальные выставки, художники-нонконформисты Бег. Художник А.А. Дейнека
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy