000764

445 ГЛАВА 21. § 110. ТЕАТР для детей. Продолжали работать старые театры, такие как Малый театр, Москов- ский художественный театр, Александринский театр в Петрограде. Первым государственным распоряжением в отношении театров стал де- крет СНК РСФСР 1919 г. «Об объединении театрального дела». Руководство всеми театрами поручалось Центротеатру, созданному при Наркомате просве- щения. Театральный отдел наркомата становился исполнительным аппаратом Центротеатра. Считалось, что театр, как самое демократическое искусство, дол- жен сыграть ведущую роль в формировании новой социалистической культуры. Поэтому театры, признаваемые полезными и художественными, получали суб- сидии от государства. Единой творческой организацией деятелей театра было Русское театральное общество, созданное еще до революции. После 1917 г. часть его функций передавалась государству и профсоюзу работников искусств. Это одно из немногих творческих объединений с полуторавековой историей, дожив- шее до наших дней. Сейчас оно носит название Союз театральных деятелей Рос- сийской Федерации. Пока новый репертуар не был создан, самодеятельные театры сами писали для себя пьесы на злободневные темы, а профессиональные коллективы стави- ли преимущественно осовремененную классику, рекомендованную театральным отделом Наркомпроса. В театре, как и в других видах искусства, шли поиски новых форм творческого отображения действительности. В 1920 г. В. Э. Мейерхольд выдвинул программу революционного преоб- разования театра – «Театральный Октябрь». Он считал, что в Советской Рос- сии театр должен быть политическим, агитационным и обязательно массо- вым, что зрители должны вовлекаться в театральное действие. К третьей го- довщине Октябрьской революции он поставил спектакль по пьесе Э. Вер- харна «Зори», во время которого часть актеров находилась среди зрителей, за- читывались телеграммы с фронта, все вместе пели Интернационал. В годы НЭПа театры были пере- ведены на хозрасчет и разрешены част- ные антрепризы. Главрепертком рас- сылал на места списки разрешенных и нежелательных пьес, но контроль за репертуаром был ослаблен, театраль- ным коллективам надо было выживать в условиях рынка. Театральные афиши пестрели названиями постановок, рас- считанных на невзыскательного зри- теля. Вопросы о будущем сценическо- В.Э. Мейерхольд. Художник А. Я. Головин

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy