000764

Глава 21 446 го искусства в Советской России широко обсуждались на страницах журналов и газет. Писали о том, что старый театр умер, а агитационный плакатный театр себя исчерпал. Выход из кризисного состояния театра предложил Луначарский. В 1923 г. он выдвинул лозунг «Назад к Островскому», призывая деятелей театра следо- вать лучшим традициям наследия великого русского драматурга и не допускать сценического искажения классики. В середине 1920‑х годов в репертуаре театров стали появляться пьесы на современные темы – «Любовь Яровая» К. А. Тренева в Малом театре, «Разлом» Б. А. Лавренева в Театре имени Евг. Вахтангова и Боль- шом драматическом театре, «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова и «Дни Турбиных» М. А. Булгакова на сцене МХАТа. Театральные коллективы и репертуар 1930–1940‑х годов. В конце 1920‑х годов в театрах создавались художественные советы, в которые входили представители государственных и партийных органов. Была проведена унификация театрального репертуара, издан Репертуарный указатель Главреперткома, включавший как со- временные пьесы, так и отечественную и зарубежную классику. В историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таи- рова, «Анна Каренина» в постановке В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахнов- ского в Московском художественном театре, пьесы А. М. Горького на сцене театра имени Евг. Вахтангова. Новым явлением в театральной жизни стали театры ра- бочей молодежи (ТРАМы), некоторые из них выросли в профессиональные кол- лективы. В театр пришло новое поколение режиссеров – Н. П. Акимов, Ю. А. За- вадский, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, и актеров – О. Н. Андровская, А. Н. Гри- бов, А. К. Тарасова, М. М. Яшин. Наиболее влиятельным театром, развивавшим реалистические традиции, стал Московский художественный академический театр (МХАТ) под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко. Наряду с театрами, продолжавшими реалистическую традицию, в 1930‑х го- дах еще сохранялись новаторские театральные коллективы. Самым заметным был Театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ). В 1938 г. его закрыли как «чуждый со- ветскому искусству» и советскому зрителю. В 1939 г. Мейерхольд был арестован и расстрелян (реабилитирован в 1955 г.). В годы войны были сформированы тысячи фронтовых театральных бригад, которые выступали в армейских частях на фронте. Самыми значительными пьеса- ми, поставленными в разных театрах, стали «Русские люди» К.М. Симонова, «На- шествие» Л.М. Леонова и «Фронт» А. Е. Корнейчука. После войны в театральном репертуаре стали преобладать непритязательные развлекательные пьесы как советских, так и зарубежных авторов. Это отвечало потребностям зрителей, нуждавшимся в психологической разрядке, но не соот- ветствовало требованиям партийного руководства. В 1946 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улуч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy