000764
Глава 21 448 Музыка Музыкальная жизнь в первые послереволюционные годы. С первых лет со- ветской власти музыкальные учебные заведения, торговля музыкальными ин- струментами, нотные издательства перешли в ведение Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса. Деятельность Пролеткульта направлялась на организа- цию самодеятельных музыкальных коллективов, а также на приобщение проле- тарских масс к классике. В 1921 г. была основана Московская государственная филармония, сохранившая ведущее положение в организации концертной дея- тельности вплоть до наших дней. На руководящую роль в музыкальной жизни страны претендовала Рос- сийская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), созданная в 1923 г. Ее лидеры рассматривали музыку прежде всего как мощное средство сплочения масс в классовой борьбе. Ключевым звеном нового революционного репертуара, по их мнению, должна была стать массовая песня, а ведущими жанрами хоро- вые и вокально-симфонические произведения, как наиболее доступные неиску- шенным слушателям. Их отношение к классическому наследию было преиму- щественно негативным. Ожесточенным нападкам подвергались композиторы, оказавшиеся в эмиграции, – С. С. Про- кофьев, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стра- винский. Наиболее сильной в профессио- нальном плане была Ассоциация со- временной музыки (АСМ), созданная в 1924 г. как отделение Международ- ного общества современной музыки. В ее состав входили Д. Б. Кабалевский, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович. У АСМ не было еди- ной платформы, общим был курс на об- новление музыки. АСМ подвергалась критике за аполитичность, замкнутость на «чистой» музыке, оторванность от задач, стоящих перед страной, и от мас- сового слушателя. Произведения совре- менных композиторов редко входили в концертный репертуар музыкантов-исполнителей, в котором преобладала проверенная временем отечественная и мировая классика. В 1920‑х годах родилась советская эстрада. Появились первые джазовые § 111 Д.Д. Шостакович. Фотограф М.С. Ниппельбаум
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy