000764
449 ГЛАВА 21. § 111. МУЗЫКА оркестры. Одним из них был театрализованный оркестр под управлением Л. О. Утесова, положивший начало новому направлению в эстрадном искусстве. Спектакль этого оркестра «Музыкальный магазин» лег в основу первой совет- ской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята», вышедшей на экраны в 1934 г. «Марш веселых ребят», «Песня о Родине» И. О. Дунаевского и В. И. Лебедева-Кумача, «Песня о Встречном» Д. Д. Шостаковича и Б. П. Корнилова вошли в со- ветскую песенную классику. Борьба с формализмом и «исправление ошибок». В 1932 г. все творческие объ- единения деятелей музыки были распущены. Работа Оргкомитета по подготовке Первого съезда советских композиторов затянулась до 1948 г. Отчасти это было связано с кампанией по борьбе с формализмом в музыке, старт которой в январе 1936 г. дала редакционная статья в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Уничижи- тельной критике поверглась опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». За ней последователи другие статьи, клеймившие проявления формализма в бале- те, в изобразительном искусстве. Во всех творческих организациях прошли дис- куссии о классово враждебной сущности формализма, хотя четкого определения этого понятия, приемлемого для всех видов искусства, не существовало. Критика обрушилась и на джаз, который стал считаться музыкой буржуазии. Борьба с формализмом в музыке продолжилась и после войны. Поводом по- служило постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере В. Мурадели “Вели- кая дружба”». В нем говорилось о значении статьи «Сумбур место музыки» как программного и идеологического документа. В 1948 г. состоялись Первый съезд советских композиторов и совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. Главным критерием для оценки музыкальных произведений стала считаться его доступность для массового слушателя. Поворот в музыкальной жизни страны начался в годы оттепели. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий” и “От всего сердца”». Обвинения в фор- мализме А.И. Хачатуряна, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и некоторых дру- гих композиторов были названы несправедливыми, хотя «формалистические тен- денции» по-прежнему осуждались. Музыкальная жизнь во второй половине XX – начале XXI в.: стилистическое и жанро- вое многообразие. В эти годы благодаря международному культурному обмену при- открылся «железный занавес», изолировавший советских музыкантов и слушателей от зарубежной музыки. Следствием этого стало расширение стилистического раз- нообразия в творчестве советских композиторов. В СССР стали проводиться меж- дународные конкурсы музыкальных исполнителей, самым престижным из которых стал конкурс П.И. Чайковского, впервые проведенный в 1958 г. В страну стали про- никать пластики и записи популярных зарубежных групп, таких как Битлз и Пинк Флойд. Сенсацией для любителей джаза стали гастроли Дюка Эллингтона. Большую популярность приобрела авторская песня. По всей стране возника- ли клубы ее поклонников и авторов-исполнителей, проводились концерты и фести-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy