000764

451 ГЛАВА 21. § 112. КИНОИСКУССТВО начарского, стала крылатой. Несмотря на скудные материальные ресурсы, в годы Гражданской войны снимались агитационные короткометражки. С переходом к НЭПу рыночная система способствовала быстрому восста- новлению кинопроизводства и кинопроката. Появились крупные кинообъедине- ния – Русь, Севзапкино, Кино-Москва, Кино-Север, частные прокатные конторы, была восстановлена сеть кинотеатров. Создание новых фильмов требовало немало средств и времени, поэтому в начале 1920‑х годов на экране преобладали дорево- люционные отечественные и зарубежные ленты. Это воспринималось большевист- ским руководством как идеологическая диверсия со стороны буржуазии. Создание системы управления кинопромышленностью и кинопрокатом. Чтобы по- ставить под контроль стихийно развивающийся кинорынок, советское государство организовало акционерное общество «Пролетарское кино» (Пролеткино), которое занималось организацией киноустановок в рабочих районах и деревне и прока- том фильмов. В 1922 г. Всесоюзный фотокиноотдел Наркомпроса был реоргани- зован в государственное предприятие Госкино, а в 1924 г. – акционерное общество «Советское кино» (Совкино). Оно получило право открывать и эксплуатировать предприятия по производству в области фото и кино, прокату фильмов, торговле ма- териалами и оборудованием, создавать и эксплуатировать кинотеатры на территории РСФСР, а также исключительное право экспорта и импорта фильмов. Установление государственного контроля над кинопрокатом привело к резкому сокращению, а по- том и исчезновению частных прокатных контор. Совкино превратилось в мощную кинокомпанию и орган управления кинопромышленностью. При Главреперткоме был создан Художественный совет по делам кино, который давал оценку каждому сценарию прежде, чем включить его в план кинопроизводства. Каждый фильм дол- жен был получить разрешение Главреперткома о допуске на широкий экран. Кино как новый вид искусства, имеющее громадную аудиторию и открыва- ющее большие возможности для творчества, привлекало талантливых молодых людей. В 1924 г. была сформирована Ассоциация революционной кинематогра- фии, впоследствии переименованная в Ассоциацию работников революционного кино (АРРК), в 1925 г. – Общество дру- зей советского кино (ОДСК). У истоков этих организаций стояли М. Е. Коль- цов, Л. В. Кулешов, В.И. Пудовкин и С.М. Эйзенштейн. К концу 1920‑х го- дов СССР вошел в пятерку ведущих ки- нематографических держав мира. Стро- ились новые киностудии, налаживался выпуск кинопроекторов и кинопленки, в несколько раз увеличился выпуск оте- чественных фильмов. Творческие до- стижения советских кинематографистов вошли в историю мирового кино. Среди Афиша фильма «Броненосец “Потемкин”».   Художник А.М. Лавинский

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy