000764
453 ГЛАВА 21. § 112. КИНОИСКУССТВО девяти стран. В 1943 г. советский документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» получил премию Оскар. От «малокартинья» к оттепели. В годы войны производство кинофильмов резко упало и продолжало сокращаться в послевоенные годы. Была принята установка на сокращение количества картин в угоду их качеству. Съемки доверяли только ма- ститым режиссерам, все этапы работы над фильмом тщательно контролировались. Суровой критике, невзирая на заслуги, подвергались режиссеры, снявшие картины, признанные партийным руководством ошибочными. Так, в 1946 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О кинофильме “Большая жизнь”» запрещался выпуск на экран вто- рой серии картины Л. Д. Лукова, первая серия которого до войны получила Ста- линскую премию. После разгромной критики второй серии фильма С.М. Эйзен- штейна «Иван Грозный» была снята с проката первая серия этой картины, полу- чившая Сталинскую премию. Период «малокартинья» закончился с началом оттепели. Изменилась атмо- сфера в стране, трансформировалась практика контроля над производством филь- мов, в кино пришло новое поколение режиссеров и актеров. Самое главное, кино стало ориентироваться на реальную жизнь, повернулось к человеку. Главны- ми героями фильмов становились обыкновенные люди со своими недостатками и простыми житейскими заботами. Большой популярностью зрителей пользова- лись такие фильмы, как «Дело Румянцева» (режиссер И. Е. Хейфиц), «Дело было в Пенькове» (С.И. Ростоцкий), «Простая история» (Ю.П. Егоров), «Девчата» (Ю. С. Чулюкин), «Живет такой парень» (В.М. Шукшин), «Девять дней одного года» (М.И. Ромм), «Я шагаю по Москве» (Г.Н. Данелия) и др. Возродился жанр комедии, процветавший в 1930‑х годах и практически утраченный после войны. Триумфальный успех имела «Карнавальная ночь» (Э. А. Рязанов). Расширились международные контакты. В Москве и других крупных городах проводились недели зарубежных фильмов, с 1959 г. стал регулярно проводиться Московский международный кинофестиваль, советские кинематографисты при- нимали участие в престижных кинофестивалях за рубежом. Мировое признание получили советские фильмы о войне – «Летят журавли» (М. К. Калатозов), «Бал- лада о солдате» (Г.Н. Чухрай), «Иваново детство» (А. А. Тарковский). Кинематограф на закате советской эпохи и во время перехода к рынку. В последу- ющие десятилетия кино осваивало новые формы и жанры. Появились фильмы-эпопеи, первой из которых стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. Телевизионные сериалы «Семнадцать мгновений весны» Т.М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина на протя- жении десятилетий продолжали пользоваться успехом зрителей. Народное при- знание получили комедии Л.И. Гайдая «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», фильмы Э. А. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром», «Вокзал для двоих». Фильм В. В. Меньшова «Москва слезам не верит», самый кассовый в те годы, был удостоен премии Оскар. Вместе с тем ряд фильмов, получивших впоследствии признание критиков и зрителей, с трудом проходили цензурные барьеры. Так, картина М.М. Хуциева «За-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy