000764

Глава 21 456 Архитектурные проекты и их реализация в 1930–1950‑х годах. Выдающимся при- мером удачного соединения авангарда и традиционализма стал мавзолей В.И. Ле- нина, построенный по проекту А. В. Щусева в 1930 г. В конкурсах 1931–1933 гг. на проект Дворца Советов в Москве победу одержали традиционалисты, чьи работы в большей степени отвечали вкусу партийной элиты. Лучшим был признан про- ект Б.М. Иофана. Использование классического наследия в проектировании ста- новится ведущим направлением советской архитектуры. Стоит отметить, что это было общемировой тенденцией в эти годы. Осуществление грандиозных строительных проектов первых пятилеток – Днепрогэс, Московский метрополитен, канал имени Москвы, строительство но- вых городов – потребовало привлечения большого числа архитекторов. Для разработки теории советской архитектуры, изучения художественного наследия и подготовки научных кадров в 1934 г. была создана Академия архитектуры СССР. Немаловажную роль в определении перспектив развития советской архитектуры сыграла работа над Генеральным планом реконструкции Москвы, продолжавша- яся несколько лет. Был отвергнут как проект слома города и строительства на его месте нового, так и проект строительства нового города за пределами центра, пре- вращенного в музей. В основу плана, принятого в 1935 г., была положена идея со- хранения исторически сложившегося города с его коренной перепланировкой. По этому же принципу разрабатывались планы реконструкции Ленинграда, Сверд- ловска, Красноярска и столиц союзных республик. В ходе реализации плана ко- личество памятников московской архи- тектуры, состоявших под государствен- ной охраной, сократилось в 3 раза. Са- мыми крупными жертвами стали Храм Христа Спасителя, на месте которого планировалось построить Дворец Сове- тов, и Сухарева башня. К концу 1930‑х годов преобладаю- щим стилем архитектуры стал неоклас- сицизм или «сталинский ампир», отли- чавшийся множеством украшений, пе- регруженностью советской символикой, помпезностью. Эти черты сохранялись вплоть до середины 1950‑х годов. Ярки- ми примерами этого стиля стали комп- лекс ВСХВ–ВДНХ, а также московские высотные здания – МГУ на Воробьевых горах, МИД на Смоленской площади, дом на Котельнической набережной и др. Некоторые из высоток предназначались в качестве жилья для советской элиты. Главный павильон ВДНХ.   Архитекторы Г. В. Щуко и Е.А. Столярова

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy