000764

457 ГЛАВА 21. § 113. АРХИТЕКТУРА Массовое жилищное строительство и борьба с излишествами. Массовое жилищное строительство хотя и не было столь дорогостоящим, как высотки, но существенно отставало от потребностей в городах, где численность населения быстро росла. Пе- ренаселенные коммунальные квартиры, расселение в бараках, подвалах и полупод- валах были обыденным явлением. В послевоенные годы уже были созданы условия для удешевления и ускорения строительства путем сборки домов из крупных эле- ментов промышленного производства. Но реализации этой возможности мешала ориентация на традиционные архитектурные формы. Поворотным моментом стало совещание, созванное в 1954 г. для обсуждения перехода на новые прогрессивные методы строительства. По итогам совещания в 1955 г. вышли постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, посвящен- ные строительству и архитектуре, в которых ставились задачи ускорить процесс внедрения полносборного строительства и устранить излишества в проектирова- нии и строительстве. С этого времени развернулось массовое строительство ти- повых крупнопанельных домов, получивших в народе название «хрущевки». Не- избежным следствием удешевления строительства стало низкое качество квартир, а борьба с излишествами и украшательством привела к тому, что новые кварталы жилых домов, получившие название по одному из московских микрорайонов «че- ремушки», стали выглядеть однообразными и скучными. Тем не менее это стало прорывом в решении жилищной проблемы – за 9 лет с 1955 г. почти 54 млн че- ловек получили новые отдельные квартиры. С 1970‑х годов качество жилищного строительства стало улучшаться. В новых типовых проектах увеличилась площадь квартир и высота потолков, архитекторы перешли к планированию жилых микро- районов, включающих магазины, детские сады и школы. Важную роль стала играть объемно-пространственная композиция зданий. От типового строительства к постмодернизму. Среди наиболее заметных дости- жений архитектуры 1960–1970‑х годов можно отметить гостиницу «Юность», Кремлевский Дворец съездов, проспект Калинина в Москве, здание СЭВ, Остан- кинскую телебашню, спортивные комплексы, построенные к Олимпиаде 1980 г. Но в целом преобладание типового строительства делало профессию архитектора мало востребованной. Потребность творческой реализации архитекторов породила такое явление, как «бумажная архитектура», зародившееся в Московском архитек- турном институте (МАРХИ). Студенты стали посылать свои проекты на междуна- родные конкурсы и нередко их выигрывали. Кардинальные перемены в социально-экономической жизни страны в 1990‑х годах позволили отечественной архитектуре вернуться в русло мирово- го зодчества. Большинство новых зданий, построенных в постсоветской России, относятся к стилю постмодернизма. За этим термином скрывается свободное комбинирование форм и стилей любой эпохи с использованием новых техноло- гий. Широкое распространение приобретает строительство «новоделов» – пря- мое воспроизведение архитектурных памятников как альтернатива сложным реставрационным работам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy