000764

Глава 22 468 вался исходя из цены 18–19 долл. Такой подход придавал бюджету устойчивость к скачкам цен на сырьевых биржах и гарантировал, что все запланированное будет выполнено. Для снижения зависимости бюджета от колебаний цен на энергоно- сители в  2004 г. был создан Стабилизационный фонд (с 2018 г. Фонд националь- ного благосостояния ), в который направлялись доходы от продажи углеводородов выше «цены отсечения», установленной на уровне 40 долл. за баррель нефти марки Юралс. С учетом того, что на протяжении 2000–2020‑х годов цена на нефть этой марки была существенно выше «цены отсечения», это обеспечило бюджету суще- ственную «подушку безопасности». Оппозиционные публицисты объясняли экономической рост 2000‑х годов исключительно удачной конъюнктурой цен на энергоносители. Действительно, цены на нефть и газ в это десятилетие держались на высоком уровне. Однако, если сопоставить темпы роста ВВП России с аналогичными показателями боль- шинства стран – экспортеров нефти, то можно убедиться, что российская эко- номика развивалась более динамично. Это свидетельствует о верном экономиче- ском курсе правительства. Построение цифровой экономики. Особое внимание российское руководство уделяло борьбе с «цифровым неравенством». Ситуация, при которой доступ к мо- бильной телефонии и интернет-сетям имело меньшинство населения России, с одной стороны, грозила нарастанием технологического отставания от стран За- пада, а с другой, – ростом социальной напряженности. В 2004 г. был принят за- кон «О связи», в основу которого положен принцип создания равных условий для доступа всех граждан к информационно-коммуникационным услугам на основе развития национальной инфраструктуры связи и формирования цивилизованного рынка телекоммуникаций. Одним из ключевых положений этого закона явилось создание фонда уни- версальных услуг, в который операторы стали отчислять по 1,2% выручки от услуг связи. Средства предназначались для финансирования социально значимых услуг связи в тех регионах, где это было экономически невыгодно. В 2006 г. в закон внес- ли изменения, согласно которым отменялась плата за входящие на сотовый теле- фон звонки. Результаты не заставили себя ждать. Если в 2000 г. на 100 жителей России приходилось 2,3 сим-карты, то в 2009 г. – уже 162,5. К концу 2000‑х го- дов РФ по этому показателю обогнала США, Японию и ФРГ. Стоимость мобиль- ной телефонии за этот период снизилась в 7 раз и стала одной из самых дешевых в мире. Из символа роскошной жизни мобильный телефон в России превратился в атрибут обыденности. Во второй половине 2000‑х годов начался перевод отечественной сотовой свя- зи сначала на стандарт 3G, а с 2009 г. – на 4G. Основой этих стандартов стал широ- кополосный доступ к мобильному интернету. В 2010‑х годах в России наблюдалась интеграция рынков интернет-услуг и услуг сотовой связи. Если в 2009 г. услугами интернета пользовалось 42 млн человек, то к 2019 г. число пользователей возросло до 95 млн. В результате в стране сформировалась огромная отрасль сетевых услуг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy