000764

Глава 2 50 Принятие Русью христианства и его значение Складывание единой государственной территории Руси, с единой правящей династией, требовало завершения в идейной, религиозной, сфере. Им стало деяние Владимира Святославича (за которое впоследствии он был прославлен как свя- той) – принятие в конце 980‑х годов христианства по восточному, византийскому образцу (позже получившему название православия). Прежние языческие культы, различные в разных областях расселения вос- точного славянства, стали неприемлемы для киевской княжеской власти: нуж- на была единая религия. Сразу после того как Владимир занял киевский пре- стол, устранив старшего брата Ярополка (княжившего в Киеве с 972 по 978 или 980 г.), он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Но через несколько лет решил более кардинально порвать с традицией, приняв веру в единого Бога. По записанной в летописи легенде, князь выбирал из четырех вариантов: вос- точной ветви христианства, западного христианства, ислама и иудаизма. Восточное христианство (православие) господствовало в Византии и у большей части южных славян; западное (католичество) было распространено в Западной Европе и утвер- дилось у большей части славян западных; ислам являлся государственной религией в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм был религией соци- альной верхушки Хазарии (как государства, впрочем, ее в то время уже фактически не было), существовала иудейская община и в самом Киеве. Реальной альтернативой, по-видимому, был все же выбор между двумя ветвями христианства. Их центры – Рим и Константинополь–уже давно боролись за первенство в обращении славянских народов. (К западной ветви христианства из славян относились чехи, хорваты и по- ляки, к восточной – болгары и сербы.) На Русь христианство проникало еще с IX в., преимущественно из Византии. В 860‑е годы про- изошло, по сведениям византийских источников, крещение части русской знати. Христиане среди русских упомянуты в договоре Игоря с Византией 944 г. В 946 или 957 г. бабка Владимира Ольга, пра- вительница Руси, совершила поездку в Констан- тинополь, к императору Константину VII Багря- нородному и приняла христианство, получив кре- стильное имя Елена. На рубеже 950–960‑х годов Ольга предприняла попытку сделать христианство государственной религией Руси. Причем перегово- ры о крещении страны вела не с Византией, а с Гер- манским королевством (отношения с Византией в то время ухудшились, и княгиня вела дипломати- ческую игру). Но сын Ольги Святослав и его окру- жение, приверженные язычеству, воспротивились Владимир. Художник В.П. Верещагин §  8

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy