000764
507 ГЛАВА 23. § 120. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала и кодекс Хаммурапи. Основным источником изучения медицины Ирана являются тексты Авесты, священные для го- сподствующей тогда в стране религии зороастризма, в частности книга «Вендидат», состоящая из двадцати двух глав. При изучении древнеиндийской медицины веду- щее место отводится ведам, особенно Аюрведе и законам Ману, где есть сведения о санитарном законодательстве, оказании врачебной помощи населению и где отра- жены правила общественной и личной гигиены. Источники, повествующие о разви- тии медицины в Китае, разнообразны. Среди письменных памятников известен сбор- ник песен и гимнов «Ши цзин», «Чжоуские ритуалы» и, наконец, труд, обобщивший опыт всей китайской медицины, – «Трактат о внутреннем» («Ней цзин»), вероятным автором которого мог быть Бянь Цио. Именно ему приписывают применение метода исследования пульса, иглотерапии, лечение детских и женских заболеваний. Врачеватели Древнего Востока обладали знаниями в области хирургии вну- тренних и кожных заболеваний, в акушерстве, стоматологии и др. Для того времени было характерно религиозное представление о болезни, тем не менее существовали и зачатки рациональной медицины. Так, в Древнем Египте были известны рацио- нальные приемы диагностики, консервативного и хирургического лечения. Одна- ко в медицинских текстах папирусов мы можем встретить магические формулы, заклинания и обряды. Причем выполнение религиозных методов лечения должно было сопровождать каждое осмысленное действие врача и больного, считалось, что они позволяют добиться успеха как в диагностике, так и в лечении. Месопотам- ские врачи придавали большее значение магическим и мистическим действиям, чем рациональным. Существенную ценность имели магические вещи – амулеты, талисманы, идолы, добрые духи. В Иране, Индии и Китае предпочтение также от- давалось рациональной медицине. Анатомические представления Древнего Востока были весьма скудными. Даже в таких странах, как Египет, где существовал обычай бальзамировать трупы, в ка- кой-то мере способствующий накоплению анатомических знаний, они не привели к системности знаний об анатомии. Чуть большее представление об анатомии было у древних китайцев, где производилось анатомирование трупов. Однако запрет на вскрытие трупов (примерно в III–II вв. до н. э.) приостановил этот процесс. В осталь- ных странах анатомирование было запрещено или проводилось на животных. С эпохи Древнего царства в Египте велась подготовка будущих врачевате- лей, в это время существовала медицинская школа под названием «Дом жизни». Кроме этой школы медицинское образование можно было получить в школах при храмах. Сведений о материальной обеспеченности врачевателей у нас нет, но есть представление об иерархии врачевателей. Высшей категорией обладал врач-жрец, занимающейся лечением внутренних болезней. Хирурги считались ремесленника- ми и относились, по-видимому, к низшей категории. В Иране медицине учились долго. Основной источник сведений о иран- ской медицине – книги, которые носили компилятивный характер; их перепи- сывали и покупали за границей, знания из них передавались из поколения в по- коление. Врачеватели в Иране были окружены почетом и уважением, ведь они
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy