000764
Глава 23 514 монастырей стали появляться специальные медицинские учреждения, сначала пред- назначенные для ухода за больными монахами, а впоследствии и для приема обыч- ных граждан. В IV в. «ксенодохии» получают широкое распространение, постепенно они превращаются в специальные медицинские учреждения – «ксеноны», имеющие место в большинстве крупных городов. Больницы в Византии считались одним из важнейших удобств городской жизни, и поэтому представители византийского обще- ства (император, богатые семьи и христианская церковь) их активно финансировали. Уход в «ксенонах» осуществляли монахи, но они могли привлекать для ухода за боль- ными квалифицированный медицинский персонал. В VI в. штат врачей пополнили городские врачи – архиатры, которые подчинялись администрации больницы. Медицинское образование в Византии основывалось на ученичестве. В ран- невизантийский период широкой популярностью пользовалась александрийская школа. Со временем в Константинополе и других крупных городских центрах в главные учебные центры теоретической медицины превратились монастыри и духовные школы с богатыми библиотеками. Обучение молодых врачей состояло в изучении медицинских текстов под руководством наставников. Анатомирование трупов христианская вера запрещала. Преподавали приемы лечения, изучали ле- карственную терапию. Окончившие медицинские школы и сдавшие экзамен могли получить должность архиатра, но чаще всего они занимались частной практикой. Таким образом, мы видим, что медицина Античного мира и Византии все еще оставалась на стадии протонауки, носила отвлеченный и умозрительный характер. Медицина стран Востока в Средние века. На медицину в странах Востока, пре- жде всего в Иране и Средней Азии, в раннем Средневековье вплоть до распростра- нения ислама большое влияние оказывал зороастризм. Имело место и влияние натурфилософского учения, заимствованного из Греции. Подготовка врачей про- ходила при зороастрийских храмах; главную роль играли врачеватели, не имеющие специальных медицинских знаний. В своей практике они использовали народную медицину, а также различные заговоры и другие магические ритуалы. Есть осно- вание думать, что существовали и светские формы подготовки врачей, в том числе в академии Гундишапура, находящейся в одноименном городе на юге Ирана. Ака- демия сыграла большую роль в развитии медицины на Среднем и Ближнем Вос- токе. В городах действовали светские врачи, среди них было много специалистов, бежавших из Византии, Индии. Жрецы-зороастрийцы не стремились монополизи- ровать образование, поэтому светские врачи имели своих учеников. В Иране и Средней Азии существовала специализация врачей: хирурги, специалисты, занимавшиеся глазными болезнями, зубными проблемами, оказыва- ющие помощь при родах, душевных болезнях и многие другие. В храмах и городах имелись помещения для стационарного лечения больных и присмотра за инвалидами. Большое место отводилось санитарно-гигиеническо- му состоянию, содержанию жилища, уходу за домашними животными, борьбе с на- секомыми и грызунами, режиму питания. Новая эпоха в истории Ближнего и Среднего Востока начинается с образова- нием Арабского халифата и распространением ислама. В VIII–XI вв. происходит
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy