000764

515 ГЛАВА 23. § 120. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА расцвет науки и культуры, что непосредственно касается и медицины. При этом было унаследовано и приумножено наследие античной эпохи, Византии, а также Ирана и Индии. В области подготовки врачей Халифат стал наследником Византийской империи. Использовалось клиническое преподавание, теоретической медицине учили по системе Галена и в соответствии с его анатомо-физиологическими пред- ставлениями. Отсутствовала строгая регламентация, преподаватели использовали собственные научные наблюдения и свой опыт. Помимо лечебных учреждений, больницы являлись клинической базой для обучения – они становились подобием научных медицинских центров и медицинской школой для будущих врачей. При некоторых больницах имелась своя научная библиотека. Обучение в школе завер- шалось итоговым экзаменом, который принимала коллегия врачей. В этих школах могли повысить свой профессиональный уровень и опытные врачи – это были сво- его рода курсы повышения квалификации. Выпускники получали широкий выбор врачебной практики, включая врачебные должности при дворе и возможность пре- подавать. Кроме указанной формы, имела место и частная форма обучения. Многие именитые врачи имели своих учеников, которые сопровождали своего наставника в течение всей его жизни, обучались врачебному искусству, а потом наследовали его практику. В то же время можно было действовать и самостоятельно, не дожида- ясь смерти учителя. В этом случае ученик должен был сдать экзамен коллегии вра- чей. В Арабском халифате благодаря хорошо развитой больничной структуре воз- никла идея поделить больницу на профильные отделения, например отделение для больных, перенесших операцию, отделение для больных с патологией глаз и др. Та- кая система сохранялась вплоть до конца XV – XVI в., когда на смену людям науки пришли табибы, деятельность которых ограничивалась соблюдением предписаний Магомета, а медицина плотно слилась с исламским богословием. Значительные успехи были достигнуты в Арабском халифате в области алхи- мии – сфере знаний, предшествующей современной химии. Само слово «алхимия» заимствовано из арабского языка. Арабские алхимики сумели изготовить соляную и азотную кислоту, хлорную известь и спирт, изобрели водную баню, перегонный куб, первыми применили фильтрование. Используя химические знания в меди- цинских целях, они создали рациональную фармацию, применяли лекарства, по- лученные химическим путем. Разрозненные знания в алхимии собрал и обобщил Джабир Ибн-Хайян. Имелись большие достижения также в области медицинской оптики. Ибн аль-Хайсам изготовил первую модель хрусталика. Он же изготовил линзы и реко- мендовал их применять при чтении людям преклонного возраста. Первым арабским врачом, сумевшим обобщить имеющиеся знания по ме- дицине в сводном труде, был Абу Бакр Рази. Он точно описал симптомы многих болезней, разработал мероприятия по уходу за больными детьми, изобрел инстру- мент, который мог извлекать из глотки инородные тела, при перевязке ран начал использовать вату. Он также говорил о важности медицины для бедных людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy