000764
Глава 2 52 Принятие христианства увенчало процесс складывания государства Русь, придало ему новый статус на европейской арене. Главное же – одно дало мощный импульс культурному развитию страны. Христианизация приобщала Русь, во‑пер- вых, к наиболее развитой в то время культуре – византийской; во‑вторых, к славян- ской христианской культуре (в первую очередь к культуре Дунайской Болгарии, ставшей христианским государством на столетие раньше, чем Русь); в‑третьих, – через посредство византийской культуры – к наследию культур античной и ближ- невосточной. Постепенно формировались новое, христианское, восприятие мира, христианские нормы повседневной жизни. С христианизацией страны связано было широкое распространение письменности: на Руси распространяется перево- дная (с греческого языка) литература, происходит появление собственной литера- туры, живописи, развивается зодчество. Русь в конце X – начале XII в. Территориально-политическое устройство. В исторической литературе при обо- значении политической структуры Руси употреблялись обычно термины Древне- русское государство , Древняя Русь , а ее составные части именовали «княжества- ми». Условность двух первых терминов очевидна – люди того времени не могли, разумеется, называть свою страну «древней». До конца XIV столетия не суще- ствовало и слова «княжество». Как называли свою страну и ее составные части современники? Государство в целом носило наименования Русь и синонимичное ему Русская земля . Понятием «земля» с территориальным определением (Русская, Болгарская, Греческая и т. д.) обозначали то, что сейчас называют «независимыми государства- ми». Составные же части «Русской земли», управлявшиеся князьями – родствен- никами киевского князя, верховного правителя, именовались волостями . Более позднее значение термина волость (дожившее до XX столетия) – мелкая террито- риально-административная единица, охватывающая только сельские поселения, – в домонгольскую эпоху не фиксируется. Ранняя волость – это крупная террито- риальная единица, включающая в себя стольный город (т. е. управляемый князем, сидящим на столе – престоле). Центрами крупнейших волостей Русской земли в XI – начале XII в. были города Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, По- лоцк, Ростов, Муром, Владимир-Волынский, Туров, Перемышль, Теребовль. Долгое время господствовало мнение, что древнерусские города вырастали главным образом из так называемых племенных центров – центров славянских до- государственных общностей. Однако развитие археологии поколебало это убежде- ние. Выяснилось, что многие племенные центры прекратили свое существование, не превратившись в города. В то же время оказалось, что большинство круп- нейших городов Руси возникли уже в «государственную» эпоху. Так, Новгород на современном месте появился только в середине X в.: ранее центром словен было так называемое Рюриково Городище в 2 км от позднейшего города (оно, по-види- § 9
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy