000764

521 ГЛАВА 23. § 121. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА НА РУСИ ДО XVII в. Врачевание и медицина на Руси до XVII в. Врачевание на Руси в дохристианский период. До Крещения на Руси врачевани- ем занимались волхвы, ведуны, знахари, зелейники. Их деятельность основыва- лась на магии и наблюдении. Причиной болезни считалось влияние злых и добрых духов. Однако присутствовал и житейский опыт о влиянии окружающей среды на человека. Основные методы лечения, и особенно гигиена, во многом были преиму- щественно традиционными, народными, свойственными восточным славянам. Ак- тивно применяли массаж, окуривание травами, растирание тела, баню. Чаще всего при лечении болезней использовали магические заклинания, заговоры от болезней и сглаза, амулеты, проводили различные ритуальные обряды, приношение жертв богам, но также использовали и лекарственные средства. Арсенал лекарств был разнообразен: лазурит и агат, зверобой, яйца животных, желчь, вытяжки из насеко- мых, рыбий жир и другие средства. Медицина на Руси после приятия христианства до монгольского нашествия. В про- цессе Крещения Руси пересеклись язычество и христианство. Изменилась трак- товка в возникновении болезни, теперь болезнь воспринималась как гнев Божий за совершенные прегрешения. Постепенно магические обряды стали сменяться церковными. Но практика врачевания, основанная на народном опыте, осталась неизменной. Большое влияние на медицину Руси стала оказывать Византия, анатомо- физиологическая концепция Галена, греческие источники, в частности труды Гип- пократа. Вместе с Крещением на Русь приходит и монастырская медицина, кото- рая существовала в то время в Византии и Западной Европе. Первая монастыр- ская больница появилась в Киево-Печерском монастыре, где проживали первые святые лекари Алипий и Агапит. Организуются больницы и в других монастырях. Помощь оказывалась всем бесплатно, независимо от сословной принадлежности и материального достатка. Практика врачевания на Руси сразу же нашла отражение в законодательстве и литературе. В конце X в. появляется один из первых памятников законодательства Руси – Церковный устав Владимира Святославовича, определяющий роль Церкви в деятельности государства. В нем говорится о чародеях, составителях отрав, христи- анах, по-прежнему соблюдающих языческие обычаи. Согласно Уставу, их должны были судить церковным судом. Таким образом, Церковь боролась с теми, кто про- мышлял народной медициной, кто пользовался услугами знахарей, кудесников и т. д. Сказано также, что лекари («лечьцы»), больницы при монастырях, инвалиды (сле- пые, хромые) находятся на попечении Церкви. Следовательно, деятельность Церкви по организации медицинской помощи находит поддержку в законодательстве. Основным источником права на Руси является Русская Правда – свод зако- нов, дошедший до нас в нескольких редакциях XI–XIII вв. В нем также содержатся правовые нормы, регулирующие деятельность врачевателей. Статья вторая Крат- кой редакции устанавливает штраф за нанесение травмы, лекарю при этом полага- §  121

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy