000764
Глава 23 522 ется вознаграждение («а летцю мзда»). Таким образом, врачевание в Древней Руси имело правовую регламентацию и контролировалось государством. К древнейшим памятникам русской письменности, в котором речь идет о медицине, относится «Изборник Святослава». Скорее всего, эта книга имела византийское происхождение, была переведена с греческого языка и переписана для сына Ярослава Мудрого Святослава. «Изборник» представляет собой со- брание текстов нравоучительного характера по философии, истории, естествен- нонаучному знанию. В нем содержатся обширные сведения по зоологии, бота- нике, а также медицине. Прописано, что врач должен оказывать хирургическую помощь, уметь резать кожу, ампутировать, прижигать раны, бороться с нагно- ением, описываются различные виды врачебной практики. «Изборник» содер- жит также описания некоторых болезней, приводятся санитарно-гигиенические нормы. Указывается, что медицинскую помощь должны получать не только со- стоятельные люди, но и бедные, к которым также надо приглашать врача и опла- чивать его труд. Распространенные на Руси сочинения универсального характера, содержа- щие сведения об устройстве мира, минералах, животных и растениях, человеке, та- кие как «Физиолог» и «Шестоднев», использовались и как источник знаний о бо- лезнях и их лечении. С XIII в. на Руси был широко известен трактат по врачеванию «Аллима», или «Мази госпожи Зои – царицы» (царица Зоя – жена византийского царя Алек- сея Комнина, внучка Владимира Мономаха). Это первый в мире труд, написанный женщиной. Он отражает теоретические и практические сведения о врачевании, осно- ванные на знаниях античных врачей и народной медицины. Опыт русской народной медицины передавался как в устной народной традиции, так и в травниках и лечеб- никах, опыт народной медицины отражался и в историко-бытовых повестях. Врачеванием занимались монахи при монастырях. Церковь требовала не столько лечить, сколько терпеть болезнь, пройти таким образом испытание. Лечи- ли в основном молитвами, «святой водой», прикладыванием к «чудотворным ико- нам» и мощам святых. Применялись также лекарственные средства, но в любом случае главным принципом исцеления была надежда на помощь Всевышнего. Рост городов на Руси привел к появлению и развитию светской, или ремес- ленной, медицины. В ее основе лежали прежде всего народный опыт и изучение книг, заимствованных из Византии. Появляются первые специалисты («льчцы»), для которых лечение болезни становится профессиональной деятельностью и сред- ством к существованию. В Киеве и других городах авторитетом пользовались вра- чи-иноземцы, среди них были греки, сирийцы, армяне. Они, как правило, обслужи- вали высшую знать. Такие врачи имели свои дома с лекарственными «погребами». Сохранились сведения о специализации врачебных знаний. Среди лекарей рано произошло разделение на узкие специальности: «кровопуск», лекари «кильные» (лечение грыж), «очные», «чепучинные» (по лечению венерических болезней), по лечению «порчи» (кликушества), бабки-повитухи, бабки-целители и т. д. Еще одной специализацией была хирургия, или «резание». «Резание» проводилось на дому,
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy