000764

523 ГЛАВА 23. § 121. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА НА РУСИ ДО XVII в. в банях и больницах при монастырях. Древнерусские хирурги выполняли достаточ- но сложные операции. Для оказания помощи на Руси использовали носилки. Способы лечения были разнообразны: использовали лекарственные средства, прижигания, кровопускание, имелись способы очистки и сшивания ран, наклады- вали повязки и пластыри. Лекарства готовили в порошковой форме, в виде присы- пок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания. На Руси большое значение придавали профилактике болезней. Большое внимание уделялось санитарно-гигиеническим условиям, разным сторонам быто- вого уклада жизни. Поселения строились рядом с источником чистой воды и на большом расстоянии от гнилой болотной воды. Археологи обнаружили в Новгоро- де мостовые и деревянный водопровод. Дома строились с таким расчетом, чтобы в них через «окончины» проникал свет. Имелись специальные кладовые, где хра- нились продукты. Обязательным правилом было стирать белье и мыть руки перед едой. Головы брили, оставляя чуб. Велико было значение бани, которую с большим удивлением описывали иностранцы. При возникновении эпидемий больных изолировали. Существовал перечень мероприятий, установленных властью для нераспространения заразы из-за рубе- жа. Чумные трупы хоронили в особых могильниках. В период монгольского нашествия и золотоордынской зависимости, несмотря на тяжесть положения, медицина на Руси продолжала развиваться. В этот период многие ремесленные традиции были утеряны, в том числе врачебные. Однако благо- даря монастырям и отдельным землям, не подвергшимся разорению, на Руси сохра- нили монастырскую и ремесленную медицину. Известно, что монголы пользовались услугами русских врачевателей. Для ханов в Орду вызывали русских «лечьцов». Отечественная медицина XV–XVI вв. Несмотря на нашествие Батыя и длитель- ный период зависимости от Орды, богатейшие традиции народной медицины не были утрачены. «Лечьцы», имеющие разные специализации, продолжают лечить в городах и селах. Рукописные произведения медицинского толка – зелейники, ле- чебники, травники, в которых был описан опыт, накопленный народной медици- ной и русскими лекарями, – продолжали распространяться. В этих произведени- ях содержится описание целебности лекарственных растений, даются практиче- ские советы, как вылечить различные заболевания, большое внимание уделяется целебным свойствам бани и ее практическому применению, приводятся правила гигиены, указывается способ очистки воды. Лечебники и зелейники не содер- жали мистических и религиозных элементов, они были наполнены чисто прак- тическими советами. В этот период на Руси имели хождение примерно 250 ле- чебников. Доказательством того, что женщины часто занимались составлением ле- карственных средств и лечением болезней, является «Повесть о Петре и Фев- ронии» (XVI в.). В XV–XVI вв. появляются произведения по теоретической и профилактиче- ской медицине, чаще всего они были переводными, но также имели место ориги- нальные. Известен старославянский перевод комментариев Галена на сочинения

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy