000764

Глава 23 524 Гиппократа «Галиново на Ипократа», в котором излагались медицинские теории античных авторов. Еще одним произведением были «Врата Аристотелевы», в нем проводилась идея обособления медицины от религии. В нем же описан мораль- но-этический облик врача: для него одинаково хороши должны быть мысли, тело и одежда. Внутреннее украшение врача – доброта, отзывчивость, упражнение в по- стоянном самовоспитании. К личным оскорбителям он должен относиться с фи- лософским равнодушием. Круг требований к врачебной профессии приведен на основе критического разбора мнений Аристотеля, Гиппократа, Галена, Ибн-Сины и других представителей античной и средневековой философии и медицины. Так- же большое внимание уделено диагностическим приемам. В XVI в. особой популярностью стали пользоваться естественнонаучные кни- ги энциклопедического характера, для интересующегося читателя активизируется распространение медицинской литературы. Выдающимся событием становится перевод созданного в Любеке медицинского трактата, выполненный Николаусом Булевым, придворным врачом Василия III. Перевод получил название «Доброхот- ный Вертоград», в нем кроме сведений о растениях собраны и описаны все извест- ные болезни. В области практической медицины наметился отход от византийских прие- мов лечения. Постепенно накапливается и формируется собственный опыт. Осно- ванная при Троицком монастыре отцом Сергием больница стала образцом для всех последующих монастырских больниц Московского государства. Со второй половины XV в. в Москву начали приглашать врачей-иноземцев. В конце XVI – первой половине XVII в. иноземных врачей обязывали обучать рус- ских учеников врачеванию. В результате расширения границ в XVI в. появились новые болезни, свой- ственные присоединенным районам. Некоторые из них, такие как сибирская язва, приобретали размеры эпидемий и требовали вмешательства государства. Возник- новение общественных приютов активно обсуждалось на Стоглавом соборе. В этот период появляется нечто вроде временных приютов для детей-сирот. Организует- ся раздача питания для голодающих. Активизируется предупреждение заразных болезней, что находит отражение в сочинениях писателей тех времен – Максима Грека, Матвея Башкина и др. Ми- трополит Макарий призывает воинов, строящих крепость Свияжск, не сближаться с «блудными женками», чтобы не получить «нечистые болезни». Для предотвращения эпидемий усиливается санитарная охрана границ. Создается специальная система оповещения о надвигающейся эпидемии, пишут- ся правила обработки на заставах заморских вещей. Вся одежда, особенно меха, несколько раз подвергалась обработке дымом костра из можжевельника, деньги и металлические предметы опускались в уксус. Документы повторно переписыва- ли, оригинал сжигали. При возникновении очагов заражения московские власти обследовали их и принимали меры – вводили карантин в городах или подвергали изоляции отдельные улицы, дворы, дома. Умерших хоронили быстро, гробы зали- вали дегтем, смолой, известью. Сжигали дома, где умерли зараженные.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy