000764
Глава 24 528 чумы в середине XVII в. была создана лекарская школа при Аптекарском приказе. Для обучения лекарскому искусству русских людей отправляли за границу. Для подготовки специалистов требовались также учебные пособия, поэтому в это вре- мя активно шел процесс обновления и перевода книг. Аптекарский приказ предпринял попытку организовать сбор лекарственного сырья на местах. За успешный сбор вводилось поощрение: стоимость собранного сырья крестьянам и посадским людям могли учесть при выплате податей. Возникли аптекар- ские огороды, в которых южные растения приспосабливали к московскому климату. Важное место уделялось организации медицинской помощи в армии. С этой целью в войска рассылались ящики с необходимыми медикаментами, хранились они, как правило, у командиров. В середине XVII в. боярин Ф.М. Ртищев открывает две больницы-богадельни. Как и прежде, строительство богаделен и их содержание возлагалось на монастыри. Находящиеся в таких богадельнях люди жили на подаяние и пожертвования. На пути к европейскому образованию. Славяно-греко-латинская академия. Идей- ным вдохновителем и инициатором открытия в 1687 г. первого высшего учебного заведения в России был выдающийся деятель русского Просвещения Симеон По- лоцкий. Мечтая о приобщении молодых людей к европейской культуре, он выдви- нул тезис о том, что наука и вера не противоречат друг другу, и что наравне с бого- словием и греческими языками молодые люди должны изучать латынь, античную философию и естествознание. После его кончины эту идею воплотили в жизнь братья Иоанникий и Софроний Лихуды, выпускники Падуанского университета, ставшие во главе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 г. Медицинского образования в ней не давали, но слушатели изучали труды Ари- стотеля, Демокрита, Платона и других авторов Античности, которые занимались вопросами врачевания. Основатели академии читали в ней курс «естественной фи- лософии» и логики, в ней изучали латынь и другие языки. Академия стала постав- щиком образованных людей для будущих госпитальных школ Петра I. При царе Федоре Алексеевиче предполагалось открыть две больницы, где был бы введен принцип обучения у кровати больного. Эту идею удалось реализо- вать только через несколько лет, при Петре I. Семнадцатый век стал временем важных государственных нововведений, в том числе в российском врачебном деле. Они стали естественным прологом к ре- формам Петра I по созданию системы передовой и европейски ориентированной российской медицины. Медицина в Российской империи в XVIII в. Петр I и медицина. Все мировые достижения в области естественнонаучных и технических знаний активно использовал Петр I для развития медицины и ме- дицинско-санитарного дела в России. Северная война поставила перед Петром I задачу реформирования армии, повышения ее боеспособности, а следовательно, сохранения здоровья офицеров, § 124
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy