000764

Глава 24 530 границу – в Падую, где изучал медицину в полном объеме. После досрочного оконча- ния учебы и защиты диссертации в 1694 г. он был удостоен степени доктора медици- ны. Постников всю свою жизнь посвятил служению России, но на посту дипломата: он занимался наймом докторов на русскую службу и «огородников» для царских са- дов, закупал лекарства, покупал иностранные книги по военно-сухопутному и мор- скому делу. Заняться медицинской наукой в полной мере ему так и не удалось. Медицинское образование при Петре I. Госпитальные школы. Одной из главных проблем российской медицины оставался острый «кадровый голод». Петр осозна- вал нехватку врачебных кадров. В начале XVIII в. он принимает решение принять на службу 150 иностранных лекарей, которых можно было направить в армию. Од- нако и это не решило проблему: во‑первых, такого количества врачей все равно не хватало, а во‑вторых, для иноземцев требовались большие расходы на их жало- ванье. Царь понимал, что для армии необходимы были отечественные медики. Для решения вопроса по предложению голландского доктора медицины, придворного врача Николая Бидлоо в 1707 г. в Москве был организован госпиталь. В него на- брали разнообразный персонал: докторов, лекарей и учеников в количестве 50 че- ловек; финансирование возлагалось на Монастырский приказ. В этом же году была открыта первая в России госпитальная школа со сво- им анатомическим театром. Руководство школой возложили на Николая Бидлоо. Учащихся брали из числа семинаристов, поскольку они владели латынью и имели общеобразовательную и естественнонаучную подготовку. Все учащиеся делились на две группы – лекарей и подлекарей. Ученики, проучившись 3,5–5 лет, сдавали экзамен, после чего получали звание подлекаря. Затем они направлялись на прак- тику, примерно на 1,5–2 года, в полки, где помогали полковому лекарю, после чего возвращались в госпитальную школу, сдавали экзамен и только после этого полу- чали звания лекаря. В инструкции о проведении экзамена предлагалось «вопросы чинить всегласно, кратко и ясно, в чем же ответ кого будет не исправен, поправлять ласково, дабы тем юность в наипущую конфузию не привесть». Сроки обучения составляли от 5 до 7 лет, иногда больше. Обучение было практическое, знание ученики получали у постели больного. Ученики и подлекари самостоятельно проводили небольшие операции, дежурили, совершали обходы больных. В анатомическом театре они проводили репетиции буду- щих операций, для того чтобы совершенствовать мастерство и не допускать ошибок. Однако не все шло гладко. Финансирование школ было скудным, учеб- ной литературы было мало, в основном ученики пользовались конспектами лекций. Впоследствии открылись еще две госпитальные школы в Петербурге – при сухопутном и адмиралтейском госпиталях. После прихода в них Н. Бидлоо и Л. Л. Блюментроста обучение в школе становится более качественным, начина- ется преподавание внутренних болезней, судебной медицины, появляются пер- вые учебники по медицине. За время существования госпитальных школ было подготовлено более ты- сячи врачей, впоследствии они станут видными отечественными представителями медицинской науки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy