000764
531 ГЛАВА 24. § 124. МЕДИЦИНА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в. Становление системы высшего медицинского образования. Медицинская наука в России в XVIII в. Открытие Московского университета дало мощный толчок для раз- вития медицины и медицинского образования в России. Университет, основанный по инициативе М.В. Ломоносова, в самом начале своей истории имел медицинский факультет в составе трех кафедр: химии, натуральной истории и анатомии. Первые занятия проводил профессор Иоганн Фридрих Эразмус, он читал лекции по ана- томии, хирургии и «бабичьиму искусству». Семен Герасимович Зыбелин, первый русский профессор-медик, читал лекции по теоретической медицине. В 1797 г. от- крылась постоянная клиническая палата при Московском военном госпитале, по- служившая началом клинического обучения в университете. В 1791 г. Московскому университету было разрешено присваивать степень доктора медицины. Потребность в образованных специалистах вызвала необходимость открыть несколько университетов и в других городах России. Это намеревалась сделать уже Екатерина II, причем во вновь создаваемых университетах непременно долж- ны были быть медицинские факультеты. Но ее указ на сей счет не был реализо- ван. Вместо этого на средства Г. А. Потемкина было открыто медико-хирургическое училище при Елизаветградском военном госпитале, а в Петербурге был учрежден медико-хирургический институт при Калинкинской больнице для подготовки иностранных врачей, имеющих русское подданство. В 1786 гг. была проведена реформа медицинского образования. Изменения кос- нулись госпитальных школ, их отделили от госпиталей и преобразовали в медико- хирургические училища. В них преобладало в основном теоретическое обучение. В 1798 г. медико-хирургические училища в Петербурге и Москве снова были преобразованы, их статус был повышен – они стали высшими военно-медицински- ми учебными заведениями и получили название медико-хирургических академий. Обучение в них длилось четыре года, акцент делался на получение общеврачебной практики. Огромную роль в становлении медицинской науки в России играла Акаде- мия наук, единственная научная организация в стране до открытия университета. Ее первым президентом был бывший лейб-медик Петра Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Всего в Академии было три отделения, в котором второй класс, «фи- зический», включал анатомию с физиологией и химию, т. е. медицину. Первоначально в Академии лидирующее положение занимали крупные ино- странные ученые. Со временем ситуация поменялась, и в Академии стали работать отечественные специалисты в области естествознания и медицины. Уже в первые годы существования Академии появился ряд талантливых работ по анатомии и фи- зиологии. Академия способствовала организации экспедиций, направленных на изучение страны, в том числе ее растительного мира. Основной акцент был сделан на изучении лекарственных растений и их применении для изготовления лекарств. Огромный вклад в развитие отечественной медицины внес Михаил Василье- вич Ломоносов. Его работы содержали важные идеи по физиологии органов чувств, микроскопии, гигиене, влиянию климата и питания на здоровье людей. Его интере- совали вопросы, как снизить смертность и продлить срок жизни, увеличить рожда-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy