000764
543 ГЛАВА 24. § 126. МЕДИЦИНА В РОССИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. НАУКА И ПРАКТИКА. ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ… вышел каталог кинематографических лент и диапозитивов на тему гигиены воспи- тания и образования, где он значится составителем. Важную роль в объединении всех врачей и развитии отечественной науки сы- грало организованное в 1883 г. Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова (Пироговское общество). Медицинское образование. Создаваемая в интересах централизованного монар- хического государства постоянная армия нуждалась в отечественных медицинских кадрах. Система образования, начавшаяся с систематической подготовки лекар- ских учеников при московском госпитале в 1707 г., в XVIII в. продолжала разви- ваться и совершенствоваться. Петербургская академия оставалась ведущим центром подготовки медицин- ских кадров в России, постепенно она заняла и одно из лидирующих мест в ряду ведущих европейских научных и учебных заведений. В 1881 г. ее переименовали в Императорскую Военно-медицинскую академию. Трудности в подготовке отечественных медицинских кадров, вызванные от- сутствием преподавателей из числа «природных россиян», необходимостью созда- ния отечественной медицинской терминологии и рядом других проблем, к концу XVIII в. частично удалось решить. Преобразование в 1786 г. госпитальных хирургических школ в самостоятель- ные учебные подразделения, имеющие свой отдельный от госпиталя штат, окон- чательно закрепило и организационно оформило принципы, которые были поло- жены в основу системы военно-врачебного образования в России в XVIII в. при ее становлении и последующем развитии, а именно: преподавание медицины на базе естественнонаучных знаний согласно уровню развития науки своего времени; сочетание двух основных отраслей клинической медицины – хирургии и терапии; неразрывная связь изучения теоретических положений медицины с практической работой учащихся у постели больного. Новый этап медицинского образования начинается в XIX в. Во вновь соз- данных университетах в ряде регионов страны открылись медицинские факульте- ты, и на них была введена трехступенчатая система клинической подготовки. У ее истоков стоял Федор Иванович Иноземцев, профессор Московского университета. На начальном этапе студенты изучали пропедевтику (методы обследования, основ- ные симптомы и синдромы болезней); на втором этапе в факультетских клиниках постигали основные формы заболеваний, закладывались принципы клинического мышления; третий этап представлял собой подготовку к самостоятельной врачеб- ной деятельности, изучение разнообразия вариантов одного и того же заболевания. Такая система подготовки стала возможной благодаря тому, что с 1805 г. при ме- дицинском факультете университета открылись первые клиники, на базе которых проходило обучение студентов. Важная роль в подготовке российских научных кадров принадлежит Профес- сорскому институту Дерптского университета, в котором прошло подготовку нема- ло врачей и фармацевтов, трудившихся во всех уголках нашей страны.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy