000764

55 ГЛАВА 2. § 9. РУСЬ В КОНЦЕ X – НАЧАЛЕ XII в. за Владимиро-Волынскую, Перемышльскую и Теребовльскую волости; в ней, поми- мо русских князей, участвовали привлекаемые противоборствующими сторонами иноземцы – венгры и половцы. На рубеже XI–XII вв. потомкам Ярослава удалось достичь договоренности по распределению волостей. Новый период стабилиза- ции и укрепления верховной власти киевского князя наступил после вокняжения в Киеве в 1113 г. сына Всеволода Ярославича – Владимира Мономаха. (Прозвище князя было связано с происхождением его матери: она являлась дочерью визан- тийского императора Константина IX Мономаха, правившего в 1042–1055 гг.) Общественный строй домонгольской Руси. Вопрос о сущности общественного строя Руси домонгольского периода породил в историографии дискуссии. В 1930‑е годы в отечественной науке утвердилось представление о нем как о «феодальном». Фео- дализм – условный научный термин, появившийся в XVIII столетии (от латинского feodum – владение; так именовалась одна из форм собственности на западе Европы в Средние века). Представители разных научных школ вкладывали в него разное со- держание: от общественно-экономической формации (т. е. всей совокупности обще- ственных отношений), существовавшей в разных частях света, до политико-право- вой системы, имевшей место в Западной Европе в течение одного из периодов Сред- невековья. Советские историки 1930‑х годов воспринимали понятие «феодализм» в широком (марксистском) значении, как общественно-экономическую формацию. Но представление о конкретных путях его возникновения исследователи взяли у од- ного из направлений так называемой вотчинной теории в изучении средневекового Запада. Согласно этому представлению, сущность феодализации была в смене кре- стьянской общины в качестве собственника земли вотчиной (сеньорией) – крупным частным земельным владением. Именно крупная частная земельная собственность признавалась экономической основой феодального строя. Концепция формирования феодального общества на Руси в трудах ее главного разработчика в 1930‑е годыБ.Д. Грекова сводилась к трем главным положениям: 1) ге- незис феодализма состоял в возникновении крупной частной земельной собственно- сти, так называемых феодальных вотчин; 2) эта собственность на Руси господствова- ла уже в IX–X вв.; 3) часть крестьян-общинников попадала тогда в зависимость. Взгляды Грекова на древнерусское общество надолго вошли в вузовские и школьные учебники, но недолго продержались в науке. Они входили в слиш- ком явное противоречие с данными источников: для IX–X вв. в них нет сведений о крупном частном землевладении знати (они появляются только с XI столетия, при этом даже для XII в. являются немногочисленными). И уже в начале 1950‑х годов появилось другое направление в трактовке содержания генезиса феодальных отношений на Руси, когда Л. В. Черепнин сформулировал точку зрения, согласно которой на раннем этапе, в X–XI вв., на Руси преобладала не частная крупная зе- мельная собственность, а верховная собственность на землю государства, реализо- вывавшаяся через взимание дани и других государственных повинностей. Тезисы о преобладании государственно-феодальных отношений в ранне- средневековой Руси, о дани как основной форме эксплуатации были поддержаны в 1960–1980‑е годы многими исследователями. В то же время появились и гипотезы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy