000764

Глава 2 56 по-иному оценивавшие факт отсутствия частного крупного землевладения на Руси в IX–X вв. и его относительно малую распространенность в течение двух последу- ющих столетий. Возникла концепция, отрицающая наличие на Руси домонгольско- го периода противостоящих друг другу социальных слоев (классов). Согласно этой точке зрения, IX–X вв. были еще последней стадией родоплеменного строя, а в XI– XIII вв. на Руси существовали города-государства общинного типа, где все решал на- род; князья выступали в качестве лишь должностных лиц, приглашаемых общиной. Это государство-община именовалось волостью. Обращение к источникам не под- тверждает такого взгляда на общественной строй домонгольской Руси. Волостью, как сказано выше, называлось исключительно княжеское владение, с владельчески- ми правами города это понятие никак не соотносилось. Упоминаемые в древнерус- ских памятниках лица, которых сторонники теории «городов-государств» считают «общинными лидерами», на поверку оказываются княжескими служилыми людьми. Бояре – целый общественный слой, трактуемый в качестве земских лидеров, – в ран- них источниках выступают как высшая категория княжеских дружинников. В статусе социальной элиты, если следовать источникам, в раннесредневеко- вой Руси находились князь и  дружина . Появление дружин у славян следует связы- вать с эпохой расселения VI–VIII вв. В X в. дружина киевских князей выступает в качестве слоя, внутри которого распределяется доход, поступающий князю в виде дани. В XI в. прослеживается деление дружины на две части – «старейшую» (она же «первая», «большая», «лучшая») и «молодшую». Члены «старейшей» дружины именовались боярами , «молодшей» – отроками . Со второй половины XI столетия молодшая дружина дифференцируется: часть ее превращается в княжеских военных слуг, обозначаемых старым термином «отроки», часть – в детских , более привилеги- рованный слой. Из дружинников формировался государственный аппарат. Именно они отправляли должности посадников, тысяцких, воевод (предводителей воинских отрядов), данников, мечников, вирников. Доход дружинники теперь получали не только от распределения князем в их среде дани, но и от своих должностей (так, по- саднику оставалась треть собранной с подвластной территории дани; вирник полу- чал долю из собранных им судебных пошлин). Из верхушки дружины формировал- ся совет при князе. С XI столетия у дружинников начинают появляться (путем кня- жеских пожалований) собственные земельные владения. В целом институт дружины в Киевской Руси предстает как возглавляемая князем корпорация, в которую была объединена вся светская часть господствующего слоя: вхождение в него в раннее Средневековье было возможно только через вступление в дружинную организацию. Основная масса лично свободного населения, сельского и городского, платив- шего государственные подати, именовалась людьми . Сельское население было объ- единено в соседские (территориальные) общины. Несколько сельских поселений составляли территориально-административную единицу, центром которой был не- большой город или погост – крупное сельское поселение. По этим территориально-административным единицам раскладывались государственные подати. Основной повинностью являлась дань – поземельная подать; помимо этого, значительную часть государственных доходов составляли судебные пошлины – виры и  продажи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy