000764

89 ГЛАВА 3. § 15. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIV–XV вв. водом для заговора против него, возглавленного Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. Василий II был схвачен во время богомолья в Троице-Сергиевом монас- тыре и ослеплен (отсюда прозвище Темный). Шемяка отправил его вместе с семьей в ссылку в Углич, а затем в Вологду. Но вскоре многие московские служилые люди стали переходить на сторону бывшего великого князя. Он покинул место ссылки, найдя поддержку у тверского князя Бориса Александровича. В конце 1446 г. отряд сторонников Василия занял Москву. Дмитрий Шемяка вынужден был бежать за Волгу, в свой удельный центр – Галич. Военные действия между соперниками про- должались еще несколько лет. В конце концов потерпевший поражение Шемяка бежал в Новгород Великий, где в 1453 г. был отравлен по приказу Василия II. Междоусобная война ослабила внешнеполитические позиции Московского Великого княжества. Только в конце своего правления, когда власти Василия II уже ничего не угрожало, он сумел расширить московские владения, купив круп- ный массив рязанских земель на правом берегу Оки, вплоть до верховьев Дона. В XV в. к правителям русских земель начинает прилагаться термин «царь». «Царем» неоднократно назван Дмитрий Донской в «Слове» о его житии (памятни- ке начала XV в.). Право на такое титулование давало независимое от Орды прав- ление Дмитрия в 1374–1380 гг., во времена Мамая. Но это определение великого князя было посмертным. А вот внук Дмитрия Василий II иногда именовался ца- рем уже при жизни, начиная с начала 1440‑х годов, т. е. в середине XV в. делаются первые шаги на пути становления идеи о переходе к московским великим князьям царского достоинства от византийских императоров. Появление такой идеи было естественно, поскольку после падения Византии (чей правитель на Руси с домон- гольских времен именовался «царем») в 1453 г. Московское Великое княжество осталось единственным православным государством, представлявшим реальную силу (Болгария и Сербия были к тому времени захвачены турками). К этому же времени относится установление автокефалии (самостоятельности) русской церк- ви. После заключения Константинопольским патриархатом с санкции императо- ра Флорентийской унии с римско-католической церковью (1439) русские князья во главе с Василием II отказались ее принять. В 1448 г. рязанский епископ Иона был поставлен в митрополиты без санкции патриаршего престола, его избрал со- бор русских епископов. Поставление главы Русской церкви зависело теперь толь- ко от воли великого князя; между тем верховенство в церковных делах считалось прерогативой лишь одного светского правителя – императора, по-русски – «царя». Но царь не может подчиняться другому царю, он должен быть полностью су- веренным правителем. Идея о царском достоинстве московского великого князя неизбежно должна была прийти в противоречие с продолжавшимся признанием верховенства хана Орды, традиционно именовавшегося на Руси «царем». Распад Орды. В конце 1380‑х годов хан Орды Тохтамыш вошел в конфронтацию с монгольским правителем Средней Азии Тимуром (Тамерланом). В результате сра- жений 1391 и 1395 гг. Тимур разгромил Орду, разрушив ее главные городские центры. Завоеватель подошел и к пределам Руси, разорив город Елец. В Москве готовились к отражению нашествия, но вторжение в северные лесные территории не входило

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy