000764

99 ГЛАВА 3. § 18. КУЛЬТУРА РУСИ IX–XV вв. В XI –начале XII в. на Руси распро- страняется большое количество перевод- ных (главным образом с греческого) про- изведений как религиозного, так и свет- ского содержания. Бо льшую часть из них составляли богослужебные книги, жития святых, памятники гимнографии. Пере- ведены эти тексты на славянский язык были в основном в Болгарии, но возник- ла и своя переводческая традиция. Мате- риалом, на котором писались рукописные книги, был в то время пергамен – особым образом выделанная телячья кожа. Самым ранним дошедшим до нас произведением собственно древнерус- ской литературы является «Слово о За- коне и Благодати». Оно было написано в конце первой половины XI в. Илари- оном, священником церкви Св. Спаса в Берестове (княжеском селе под Кие- вом), который позже (в 1051–1054 гг.) был русским митрополитом. В своем произведении Иларион прославляет вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов. В этом автор видит главную заслугу крестителя Руси Владимира и продолживше- го дело распространения новой веры его сына Ярослава. В XI столетии на Руси складывается жанр исторической литературы – появ- ляются летописи. Некоторые ученые полагают, что появление летописания можно отнести уже к концу X в., к эпохе Владимира. Другие относят появление первого летописного «свода» ко времени Ярослава, к первой половине XI столетия, тре- тьи – ко второй половине XI в. Первым же летописным сводом, текст которого мо- жет быть гипотетически реконструирован на основе дошедших до нас источников, является так называемый «Начальный свод» конца XI в. В начале XII столетия в Печерском монастыре под Киевом было создано вы- дающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Автором его принято считать монаха Нестора. В «Повести» разворачивается ши- рокое полотно русской истории. Она рассматривается как составная часть исто- рии славянства; история же славян вписана в историю всемирную (под всемир- ной историей в то время понималась история библейская и римско-византийская). Автор использовал несколько переводных византийских источников, а из источни- ков отечественных – Начальный свод и ряд легенд, дошедших в устной передаче. «Повесть» начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотноше- ниях с другими народами; далее повествуется о восточных славянах, их обычаях, Поклонение волхвов.  Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy