000779

23 Таким образом у лиц с легкой умственной отсталостью обычно не отмечается грубого интеллектуального дефекта, а механическая память и речь довольно раз- виты, имеется способность к несложному понятийному мышлению. Часто поведе- ние пациентов трактуется как адекватное. Больные способны к освоению трудовых навыков и к приобретению несложных профессий (это принципиально отличает от страдающих имбецильностью). Среди клинических вариантов умственной отсталости на долю легких форм при- ходится до 90%. В зависимости от глубины умственной отсталости различают три степени дебильности: выраженную, умеренную (среднюю) и легкую. Такой диффе- ренцированный подход в оценке дебильности имеет важное значение. Лица с легкой степенью дебильности (рис. 62–67) в дошкольном периоде незна- чительно отличаются от своих сверстников, хотя и уступают им в сообразительности, любознательности, живости интересов, в способности к абстрагированию понятий, в целенаправленной активности. Они медленнее запоминают стихи, труднее обуча- ются письму и счету. Эти лица нередко учатся в обычной школе до 6–8 класса, успе- ваемость у них, как правило, в первые 3–4 года удовлетворительная. В дальнейшем им становится труднее усваивать предметы математического профиля. Данные пациенты не способны к творческой и рационализаторской деятельности, однако могут приобретать невысокую рабочую квалификацию, создавать семью, устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе, адаптироваться в новых условиях, понимать основные требования законов. Они могут обладать эмоциями высшего порядка, проявлять интерес к жизни коллектива, к литературе, хотя и не- сложной по содержанию. Склонность к подражанию и внушаемости сохраняется. Свою несостоятельность обычно сознают, переживают ее, пытаются маскировать. Суждения у них с элементами абстрагирования. Например, они правильно пони- Рис. 66. Пациент с легкой умственной отсталостью. В. А. Гиляровский (1935) Рис. 67. Дебильность, обусловленная гидроцефалией. В. В. Куприянов с соавт. (1971)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy