000779
26 Свои поступки и поведение они, как правило, понимают, но дают им неглубокую, недостаточно критическую оценку. В ответ на шутки или мелкие обиды больные могут неожиданно для окружающих совершать агрессивные поступки. Они способны приобретать несложные рабочие специальности. При этом лучше осваивается практическая часть специальности, труднее – теоретическая, где требу- ется абстрактность мышления. В привычных житейских условиях они адаптируются удовлетворительно, но при внезапном изменении ситуации теряются, что нередко приводит к развитию пато- логических реакций с расстройством сознания, дезориентировкой и с неадекватным поведением. Жизнью коллектива, всем новым интересуются мало, круг интересов ограничи- вается рамками житейских, семейных дел, удовлетворением простых потребностей. При выраженной дебильности (рис. 74–77) больные начинают ходить и говорить только в возрасте 3–5 лет, а фразовая речь появляется лишь в 6–7 лет. Их память сниже- на, затруднено запоминание стихов, усвоение правил поведения в семье, в коллективе. Совершенно недостаточно выражена способность к обобщению, анализу. Восприя- тие нового сводится, по существу, к формальному освоению конкретных действий и ситуаций. Пословиц, шуток, поговорок не понимают. Суждения примитивные, письмо – с грубыми ошибками, чтение по слогам, счет в пределах десятков. Недораз- вита общая моторика, они мало инициативны, повышено внушаемы, в то же время могут быть упрямыми, неадекватно реагировать на опасность. Эти лица, как правило, сразу обучаются во вспомогательной школе, реже – переводятся в нее из 1‑го класса обычной школы в связи с умственной отсталостью. Круг их интересов узок, книг, газет не читают, к осознанной целенаправленной деятельности неспособны. Могут быть расстройства влечений: повышенная сексуальность, прожорливость, агрессивность. Рис. 74. Рис. 75. Дебильность, граничащая с имбецильностью. Пациент в свое время был освобожден от воинской службы. И. А. Сикорский (1910)
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy