000779

3 1. ПОНЯТИЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ Патологические состояния – результат динамики врожденных или рано приобре- тенных дефектов психики. Будучи психическими расстройствами, они не являются в полном смысле этого слова болезнями, так как не имеют характерной для заболе- ваний стадийности (начала, расцвета, затухания и исхода). Существует две разновидности патологических состояний. Во-первых, это ум- ственная отсталость (олигофрения), характеризующаяся грубым дефектом с пораже- нием всех сфер психики, в особенности, интеллекта. Во-вторых, к патологическим состояниям относят расстройства личности (психопатии) – результат относительно мягкой психической дефицитарности, проявляющейся в сфере эмоций и воли. 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ЕГО ОЦЕНКЕ 2.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ Интеллект определяется как способность приобретать необходимые знания и ра- ционально их использовать. Интеллект является интегративной психической функ- цией. Его предпосылками являются: память, внимание и мышление. Предпосылки интеллекта в основном формируются к концу первых трех лет жизни. Таким образом, информация, полученная до 3 лет закодирована несколько иначе, поэтому в после- дующем не воспроизводится в сознании (детская амнезия). 2.2. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА Для удобства оценки интеллекта условно выделяют несколько его функций, к ко- торым относятся: 1) анализ и синтез; 2) комбинаторные способности; 3) способность к обобщению и выбору; 4) способность к абстрагированию и пониманию переносного смысла; 5) способность к критике и самокритике. Задания на оценку анализа и синтеза предполагают проверку способности испыту- емого к разделению целого на смысловые составляющие (анализ) и соединения частей в единое целое (синтез). Комбинаторные способности оцениваются с помощью счета в уме (сложение и вычитание двузначных чисел) и описания сюжетной линии (состав- ление рассказа по картинкам). Способность к обобщению и выбору (умение оценить положение вещей и сделать вывод) проверяется с помощью сравнения двух понятий сходных только внешне («птица и самолет», «мяч и арбуз») и задания «четвертый лишний» (один из четырех предметов – чужеродный, его нужно выделить и объяснить, почему сделан именно такой выбор). Способность к абстрагированию и пониманию переносного смысла изучается с помощью толкования пословиц, поговорок и крылатых выражений. Способность к критике предполагает возможность оценки ситуации как «верной» или «неверной» (задание «логические нелепости» с разнообразными непра- вильностями в тексте или рисунках). Способность с самокритике – умение верно оце- нить самого себя, свое поведение, поступки; исследуется с помощью теста самооценки («шкала ума» и другие аналоговые шкалы методики Дембо-Рубинштейн).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy