000779

48 Профессор В. В. Русских в свое время на основании наблюдений большого коли- чества пациентов с наследственными (генетическими) формами малоумия пришел к выводу, что при наличии олигофрении у одного из детей в семье у второго ребенка олигофрения бывает в 15% случаев; при наличии олигофрении у одного из родите- лей вероятность появления ребенка – олигофрена составляет 40%; при олигофрении у одного из родителей и у одного из детей олигофрения бывает и у другого ребенка в 90% всех случаев. 5. РАСПОЗНАВАНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Для раннего распознавания олигофрении большое значение имеет тщательный анализ сведений о развитии больного с первых дней жизни. При расспросах матери необходимо обращать внимание как на сроки становления отдельных функций, так и на особенности психики ребенка (табл. 6). При олигофрении на первом и в начале второго года жизни особенно четко вы- ражено недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Большая часть детей с первых дней жизни отличаются вялостью, сонливостью, малоподвижностью. Они почти не проявляют интереса к окружающему, поздно начинают улыбаться и узнавать мать, не интересуются игрушками, ведут себя пассивно и безразлично. Отмечается позднее развитие отдельных функций (удержание головы в верти- кальном положении, сидение, стояние, ходьба, фиксация взора, реакция на звуки, направленное хватание предметов и т.д.). Во втором полугодии жизни выявляется слабость побуждений к движению, действию, познанию окружающего и отсутствие стремления к общению с людьми. Таблица 6. Особенности формирования моторики и психических функций при не- глубокой умственной отсталости (легкой и пограничной с умеренной) В возрасте до 1 года Вялость, сонливость, недостаточная реакция на окружающее, слабо выраженный комплекс оживле- ния, запоздалое (после 5–6 мес.) появление дифференцированных эмоциональных реакций, например, улыбки, радостного возбуждения при виде матери и других близких, недостаточно выраженный интерес к ярким и звучащим игрушкам, отставание в сроках развития статических и моторных функций (удержание головы не ранее 5–7 месяцев, сидение в возрасте 8–12 месяцев). На 2–3‑м году жизни Запоздалые навыки стояния, ходьбы (устойчивая ходьба нередко после 3‑х лет). Запоздалое появление первых слов, длительное отсутствие фразовой речи; отсутствие устойчивых навыков опрятности и самообслуживания, слабая любознательность и малый интерес к окружающим предметам, одно- образный характер игры, недостаточная живость в игре. В дошкольном возрасте Слабое развитие навыков самообслуживания, позднее появление фразовой речи (4–5 лет), отлича- ющейся бедностью словарного запаса, отсутствием развернутых фраз, невозможностью связного описания сюжетных картинок, недостаточный запас бытовых сведений, отсутствие понятий цвета, числа, недостаточное понимание различий предметов по величине, примитивная подражательная игра, недостаточный контакт со сверстниками в связи с неполным пониманием их интересов, смысла и правил их игр, слабое развитие и недифференцированность высших эмоций (сочувствие, жалость, дифференцированные привязанности).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy