000779
49 В младшем школьном возрасте Невозможность понимания и усвоения программы начальных классов массовой школы, недостаточ- ность основных житейских знаний (незнание домашнего адреса, профессии родителей, времен года, названий месяцев, дней недели и т.п.), неумение образовать ряд обобщающих понятий (транспорт, продукты питания, профессия, инструменты и т.д.), полное непонимание переносного и скрытого смысла (пословицы, метафорические выражения), невозможность связного пересказа прочитанного или прослушанного короткого рассказа, сказки, просмотренного кинофильма и т.д. Таким образом, важными признаками психического недоразвития на первом году жиз- ни являются: общая психическая вялость, слабый интерес к окружающему, отсутствие стремления к общению с людьми, неспособность к активной концентрации внимания на фоне позднего развития отдельных психических моторных и речевых функций. Чем старше становится ребенок, тем более отчетливо в структуре психического дефекта выявляется ведущая роль недоразвития познавательной деятельности. К двум-трем годам интеллектуальная недостаточность проявляется во всем поведе- нии ребенка. Дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, не проявляют свойственной здоровому ребенку пытливости и живости восприятия, не владеют элементарными навыками, не понимают назначения большинства окружающих пред- метов, не умеют играть игрушками, не понимают или плохо понимают обращенную речь. Они не проявляют стремления к самостоятельности и воспринимаются бес- помощными. Запас их сведений об окружающем значительно отличается от того, что знают в их возрасте здоровые сверстники и ограничен главным образом только теми предметами и людьми, которые окружают их в повседневной жизни и имеют к ним непосредственное отношение. В младшем дошкольном возрасте большое диагностическое значение имеют особенности эмоционально-волевой сферы. У большинства пациентов отмечается отсутствие эмоциональной живости, слабость контакта с окружающими людьми, отсутствие любознательности и слабость интересов. Наблюдается преобладание простых эмоций (эйфория, гнев, страх) с недоступностью более тонких чувств, лич- ностных реакций и интеллектуализированных эмоций, которые начинают появляться у здоровых детей уже на третьем-четвертом году жизни. Неполноценность волевой сферы выражается в слабости побуждений, слабой концентрации и недостаточной на- правленности внимания, слабости и недостаточной дифференцированности желаний. У детей заметны признаки недоразвития моторики. Их движения неуклюжи, не- достаточно точны и дифференцированы. Недоразвитие речи характеризуется малым активным словарем и незначительно большим – пассивным, поздним появлением фразовой речи и примитивностью ее содержания. Интеллектуальная недостаточность у детей младшего возраста наиболее отчетливо проявляется в самостоятельной деятельности и главным образом в игре. Пациенты долго не проявляют интереса к игрушкам и до двух с половиной – трех лет не про- изводят с ними каких‑либо сложных, дифференцированных действий. Только к трем годам некоторые из них учатся баюкать куклу, катать машину, разбирать и собирать пирамиду. Игра таких детей всегда представляет собой однообразные, повторяющиеся манипуляции и лишена содержания и творчества. В младшем дошкольном возрасте игры больных с неглубокой интеллектуальной недостаточностью характеризуются примитивными подражательными действиями с игрушками, лишены цели, а неред- ко и смысла. Дети не могут самостоятельно организовать игру, не создают игровой Окончание таблицы 6
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy