000779
50 ситуации, не берут на себя игровые роли. В отличие от игр здоровых детей, игры умственно отсталых лишены эмоциональной насыщенности, выдумки, творческой фантазии. Глубоко слабоумные дети не умеют играть на всем протяжении преддо- школьного и младшего дошкольного возраста. Итак, подчеркнем, что недоразвитие познавательной деятельности у детей млад- шего дошкольного возраста наиболее отчетливо выражено в особенностях их игры. В отличие от содержательных творческих игр здоровых детей, игра больных олигоф- ренией бессодержательна, лишена творчества и цели. Детям больным олигофренией недоступны ролевые игры. При врожденном слабоумии, даже в его легкой степени (дебильности), страдает весь психический облик больного: восприятия теряют яркость и образность, их переработка и оценка бедны и серы, ассоциативная деятельность банальна, лишена красочности, память ослаблена, с преобладанием механической; суждения, выводы, умозаключения лишены оригинальности и новизны, элементы творчества и фантазии почти отсутствуют. Мышление их конкретно, им почти не доступна возможность абстрагирования, эмоциональная жизнь бедна и лишена многообразных тонких оттенков и проявлений. Пациенты неуклюжи, движения их лишены грациозности, они угловаты и нерасторопны. Планы и стремления у них конкретны и зависят от непосредственной окружающей их обстановки. Вместе с тем они легко подвержены чужому влиянию и легко внушаемы. 6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Умственную отсталость у людей зрелых и пожилых нужно отличать от деменции. Деменция – это приобретенное слабоумие, следствие грубого органического пора- жения головного мозга. Есть три важнейших признака деменции. Во-первых, это утрата старых знаний (напомним, что при синдроме Корсакова старые знания оста- ются). Во-вторых, нарушения памяти и понимания таковы, что приобретение новых знаний становится почти невозможным. И, наконец, в‑третьих, дементные больные беспомощны и требуют посторонней заботы. Основные отличия олигофрении от деменции приведены в таблице 7. Легкую умственную отсталость приходится дифференцировать с социально-педагогической запущенностью, задержкой психического развития (ЗПР), психиче- ским инфантилизмом. При социально-педагогической запущенности в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств у ребенка с нормальным интеллектом нет полноценных возможностей для приобретения знаний, навыков и умений, необходимых для младшего школьника. Лица с социально-педагогической запущенностью обнаруживают недостаточность общеобразовательных знаний, однобокость интересов, грубость и демонстративность в поведении, прямолинейность в суждениях, что внешне сближает их с больными олигофренией. Однако при правильно поставленной воспитательной работе и об- учении у них выявляются способность к усвоению новых знаний, хорошая память, быстрое накопление социального опыта, знаний, способность к адаптации в жиз- ненных ситуациях.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy