000779

51 Таблица 7. Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции Особенности Олигофрения Деменция Анамнез Врожденная Приобретенная Динамика Возможно приобретение навыков Потеря знаний и умений Основной дефект Тотальное недоразвитие психики, в первую очередь страдает абстрактно-логическое мышление Частичная утрата психических функций, в первую очередь страдает память Самокритика Отсутствует Присутствует (кроме тотальной деменции) У пациентов с ЗПР (табл. 8, 9) в силу ряда причин (обычно – наличия резидуально-органического поражения ЦНС), психика с ее функциями, включая интеллект, созре- вает несколько позднее. Лишь примерно к 10 годам эти дети догоняют сверстников по общему психическому развитию. Таблица 8. Варианты задержки психического развития (ЗПР) (по. К. С. Лебединской, 1982) Группы Конституциональная (гармонический инфантилизм) Соматогенная Психогенная Органическая Причины Особенности эмоционально-волевой сферы (кон- ституциональная характерологическая демонстративность или неустойчивость на фоне инфантильно-грацильного телосло- жения) Длительные, тя- желые соматиче- ские заболевания в детском возрасте (стойкая астения, госпитализм, акцент на тор- мозимые черты характера, несамо- стоятельность) Неблагопри- ятные условия воспитания (без- надзорность, гиперопека, же- стокое воспита- ние). Заострение тормозимых и не- устойчивых черт характера. Церебрастенический синдром или гипер- динамические рас- стройства в резуль- тате раннего органи- ческого поражения ЦНС. Вариант рези- дуальной органики. Таблица 9. Дифференциальная диагностика легкой умственной отсталости и задерж- ки психического развития Особенности Легкая умственная отсталость Задержка психического развития Анамнез Верифицированные повреждаю- щие факторы всегда серьезны Относительно мягкие патогенные факторы Динамика Могут закончить специальную школу, обучиться несложному ремеслу В первых классах догоняют сверстников в интеллектуальном развитии. Заканчивают обычные учебные заведения. Формально не ограничены в выборе профессии Основной дефект Недоразвитие абстрактно-логического мышления, когни- тивной памяти, эмоционально-волевой сферы. Трудности с запоминанием, повышенная истощаемость, отвлекаемость Терапия В неосложненных случаях – социально-трудовая адаптация Психофармакотерапия, психотерапия Психический инфантилизм (незрелость, детскость) характеризуется в первую очередь повышенной эмоциональностью, волевой незрелостью и легкомысленностью. Он может быть гармоничным (при гипофизарном нанизме (рис. 155–157) или дисгар- моничным (при расстройствах личности), но и в том и в другом случае не исключает возможности к собранности, концентрации внимания и построению правильных, глубоких суждений (табл. 10, 11).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy